Спасо-Преображенская церковь

(Адрес  в 1828 г.: Пермская губерния, Соликамский уезд, Александровский завод)

Спасо-Преображенская церковь - священный Храм,  каменное двухэтажное здание высотою 11 метров, был заложен в 1811 году по проекту ученика архитектора Андрея Вяткина (бывший крепостной Всеволожских) на собственные средства Всеволода Андреевича Всеволожского.

 

В 1805 году – «…мая 9 дня в прошении Его преосвященству поданном то правление объявило волю помянутого господина Всеволожского что он Соликамского уезда при вновь построенном чугунно плавиленном  и железоделаемом  ево заводе имеет непременное желание построить новую каменную церковь во имя преображения господня с приделом святого благоверного князя Александра Невского а до построения оной построен молитвенный дом…».

Но Синод разрешения на кладку церкви не дал, так как заводчик не обязался выстроить дома для священнослужителей, отделить пашни, сенокосы, установить жалованье и содержание, возможны и другие причины. Переписка по решению вопроса о строительстве церкви затянулась почти на 5 лет.

1810 год, из прошения к господину преосвященнейшему   епископу Пермскому: «…как на кладку церкви все материалы заготовлены и вольнонаемные каменщики уже явились, которым я должен платить запростойные разрешить постройку  вместо ранее просимой святой церкви, простую кладбищенскую…».

3 мая 1811 года,  Иван Минюхин, служитель, сообщает, что «…секретарь консистории советует поступить нам в сем случае таким образом написав к преосвященному прошение просить чтоб он под видом кладбищенской разрешил на кладку ее ибо после когда все выполнится тогда можно будет просить чтобы из кладбищенской оборотить в приходскую каковую мы теперь и строить будем…».

Разрешение на кладку церкви от Синода, наконец, было получено и постройка церкви продолжилась «до наступления холодного погодья».

18 августа 1812 года, из рапорта от служителя Андрея Вяткина в Главное Пожевское правление: «…при святой церкви работа продолжается с должным наблюдением правила и по сегодняшнее число видно цоколь горновым камнем за лестницами то есть возле колокольни на обеих сторонах в два ряда положен, счетом в оных 2х 80 камней, вышиною в шесть четвертей…в продолжение сей работы как упущения по плану так постановки не было».

Строилась церковь долго, в течение 17 лет: начато строительство в 1811 году, окончено в 1828 году. Строил ученик архитектора Андрей Вяткин, бывший крепостной Всеволожских. О крепости кладки построенной Церкви  ходят легенды. Говорят, что она «сложена на яичном белке». Секрет кладки был известен ученику архитектора Андрею Вяткину. На этот счет Вяткину было спущено единственное лаконичное указание: «…и смотреть особенно чтобы извяска была приготовлена самым лучшим образом, дабы имела в себе лучшую вязкость и при кладке закипала…».

 

Еженедельно Вяткин докладывал о том, сколько кирпича израсходовано: «…кирпича употреблено в нынешней недели 22 000, а преждеотесанным 71 900 кирпичей…». И так ежегодно, с мая до октября, в сезон строительных работ, а на зиму 14 каменщиков уезжали в Нижний Новгород.

История сохранила имена каменщиков, строивших церковь в Александровском заводе: Петр Литвинов, Павел Южаков, Езекей Балачев, Илья Чюдинов и др.

В 1815 г.  Вяткин рапортовал, что «…восточный вид церкви окончен совсем, над главным алтарем верхние стенки и фронтон складены, сейчас идет кладка купола».

В 1816 году было закончено возведение свода.

С 1817 года начались отделочные работы храма изнутри и снаружи. Для этого было завезено 329 пудов разных сортов железа. Железо прокрашивали с двух сторон. На покрытие всей крыши было израсходовано: масло постного — 8 пудов, сурику — 7 пудов, мелу брянского — 2 пуда, проволоки — 1 пуд, белил свинцовых — 5 пудов.

В 1817 году для внутренней отделки храма Всеволожские пригласили вольного архитектора Андрияна Голубева.

В качестве ученика к нему приставили Афанасия Механошина – прадеда видного деятеля партии, члена Реввоенсовета Константина Александровича Механошина, чье имя носит одна из улиц города. Афанасий прошел серьезный конкурс мастеров внутренней отделки, которых подбирали по всей вотчине. Главным его призванием были мраморные работы. Всеволожский, известный на всю Москву меломан, поклонник многих видов искусств, сам давал рекомендации: «Стены сделать фальшивым мрамором, с белыми меловыми и сероватыми жилками, колонны сделать в античном стиле под желтый мрамор с белыми, красноватыми и черноватыми жилками».

Хорошо трудились мастера-мраморщики А. Механошин и Кайдогоров, продолжая начатые работы до 1828 года. Готовясь к освящению храма, Александровскую церковь много лет одевали золотом, наводили брянским мелом, свинцовыми белилами, малахитом и зеленью.

«Церковь построена в 1828 году желанием и собственным счетом бывшего владельца завода Всеволода Андреевича Всеволожского» (Ф.540.Д.9).

«Зданием: каменная и с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом, окружена железною оградою с кирпичными столбами…»

«Престолов в ней три: 1-й главный средний в честь Преображения господня. 2-й южный во имя св. благоверного князя Всеволода Поковского. 3-й северный во имя святого благоверного кн. Александра Невского…».

«Утварью: достаточна…».

Из рапорта освящения церкви 22 октября 1828 года: «…доношу об освящении оной церкви по резолюции Преосвященного…».

20 января 1829 г. пушки оповестили о трехдневном освобождении от работ всех рабочих Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов. Это были праздничные дни в честь дня освящения церкви.

После окончания традиционных религиозных торжеств, всем мастеровым выдали  угощение – вино.

Освящение Церкви -  великое событие, которого все так долго ждали. В небольшом  поселке называемом Александровский завод появилось новое, величественное в своей красоте и в великолепном убранстве святое место.

Как для верующих православных,  так и для всех жителей поселка и соседних деревень,  это было очень значимое событие.

Спасо-Преображенская церковь была освящена в 1829 году и стала существовать как действующая Церковь. К Церкви был определен полный штат церковнослужителей: священник, дьякон, пономарь. В 1835 году этот штат удвоился, так как увеличилось количество прихожан.

В начале XX века Церковь еще продолжала оставаться важнейшим учреждением в губернии, осуществляющим функции регистрации актов гражданского состояния (брак, рождение, смерть). Об этом свидетельствует тот факт, что записи в метрических книгах признавались и имели законную силу вплоть до 1936 года, пока шел процесс создания, становления системы.

В 1935-1938 годы нелегкая участь постигла Церковь и церковнослужителей в Александровске.

В 20 марта 1937 года принято решение о закрытии Церкви и передачи здания под дом пионеров. Священнослужители были арестованы и расстреляны.

В годы войны, с 1941 года,  в здании церкви размещалось общежитие, часть здания использовалась в качестве складских помещений, были разрушены купола, утерян богатейший иконостас. 

В 1950-е и 1960-е, в советский период, церковь находилась на балансе города, учреждений здравоохранения, образования и использовалась, в основном, под складские помещения.

27 сентября 1990 года Совет по делам религии при министерстве СССР постановил: «Зарегистрировать религиозное общество русской православной церкви в г. Александровске и передать обществу для молитвенных целей здание бывшей церкви».

Храм выстоял, сохранил свою историю. В  период восстановления здания церкви горожане очищали подвалы, убирали мусор, удалось частично отремонтировать здание, подключить систему отопления, освещения. Но главное событие не только для православных верующих, но и для всего города, - возведение купола Спасо-Преображенской церкви. И произошло это в ноябре – декабре 1998 года. Божий храм приобрел вторую жизнь.  При Храме действует воскресная школа, в которой учатся дети.

Церковь располагается на Горе, занимает такое положение, что её  крест и сияющий купол видны из любой точки нашего города.

 

ОСНОВАНИЕ:
ГКУ ГАПК Фонд «Главное управление заводами, промыслами, вотчинами и комиссионерствами В.А.Всеволожского».
Ф.176.Д.Д.3,14,17,44,157,183,198,216,221,285,308; Ф.540.Д.9.Л.Л.1, 2, 2(об)

Заведующий архивным отделом А.Ю.Попова,
1998 год;
с дополнениями  в 2008 г.;
с дополнениями в 2017 г.