Деятельность депутатов городского Совета в конце 80-х

Калина Галина Ильинична

Советы народных депутатов составляли основу нашего государства в 80-е годы XX века. В Российской Федерации государственную власть на местах осуществляли свыше 28 тысяч местных Советов, в том числе 6 краевых, 49 областных, 10 – автономных округов, более 1730 районных, свыше 1000 городских, 400 районных в городах, более 25 тысяч поселковых и сельских Советов. Тесно связанные с народом, Советы народных депутатов являлись одним из наиболее эффективных звеньев мобилизации масс по проведению в жизнь курса партии на ускорение социально-экономического развития страны. Местные власти несли ответственность за все сферы жизни на своей территории: жилье, просвещение, здравоохранение, товары массового потребления, торговля и сфера услуг, общественный транспорт и охрана природы. Основные полномочия народных избранников были закреплены в Конституции РСФСР, детально регламентированы в Законе СССР "О статусе народных депутатов", которым установлены необходимые организационные, политические и правовые гарантии депутатской деятельности.

Работа депутатов 80-х годов

Депутаты были призваны активно, участвовать в работе сессий Советов и постоянных комиссий, регулярно встречаться со своими избирателями, досконально знать их нужды, широко информировать население о деятельности Советов и постоянных комиссий, реализации наказов.

Чем активнее работал депутат на производстве и в своем округе, чем больше он проявлял инициативы об избирателях, тем успешнее шли дела у Совета в целом. Звание депутата – не приложение к должности, не почетная привилегия, а большая и нелегкая работа в Совете среди населения. И надо делать все необходимое, чтобы Закон о статусе депутатов неукоснительно выполнялся, чтобы каждый депутат располагал всеми возможностями реально осуществлять свои полномочия.

Депутаты отчитывались за свою работу перед избирателями, которые были вправе в любое время отозвать депутата, если он не справлялся с работой и не оправдал их доверия. Например: в 1986 году в РСФСР избиратели выразили недоверие и отозвали 228 человек из состава депутатов местных Советов.

Наказы избирателей

Одна из существенных сторон депутатской деятельности – выполнение наказов избирателей.

Ежегодно по наказам избирателей осуществлялся большой объем жилищно-коммунального строительства, сооружались объекты просвещения, здравоохранения и культуры, прокладывались новые дороги и многое другое. В осуществлении наказов очень многое зависело от личных качеств народных избранников. Успех в работе приходил к тем депутатам, которые действовали в тесном контакте с населением, исполнительными комитетами Советов, хозяйственными руководителями. Депутат был вправе обращаться во все государственные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам реализации наказов. Вся работа, связанная с выполнением наказов, строилась в обстановке самой широкой гласности.

На второй сессии Александровского городского Совета XX созыва 15 сентября 1987 года к исполнению было принято 24 наказа, утвержден план по их выполнению. Из них по строительству, расширению площадей медицинских учреждений – 2 наказа; благоустройству, строительству дорог – 4 наказа; 15 – по работе коммунального хозяйства города, по транспорту и связи –1; по повышению роли бытового обслуживания – 2 наказа.

Одним из наказов моих избирателей было проведение газа к дому по ул. Ким. Этот наказ избирателей я с помощью зам. директора АМЗ Дерябина и активистов-жильцов – выполнила.

Среди избирателей было много родителей моих воспитанников, поэтому и наказы и какие-то проблемы решали сообща. Проводили субботники по уборке территории, люди выходили наводить порядок около домов целыми семьями, такая дружная уборка прилегающей к домам территории сейчас проходит не везде. В основном порядок наводят дворники. По упорядочению очередности на получение квартир в детском саду № 16 Александровского СМУ была в Перми в областном совете профсоюзов на приеме у Пожарского.

Работа комиссии по народному образованию

Важной формой участия депутатов в деятельности Советов являлась работа в постоянных комиссиях. Я, педагог по образованию, принимала в работе комиссии Совета по народному образованию. Постоянные комиссии были призваны принимать самое активное участие в разработке планов экономического и социального развития, в контроле за их выполнением, участвовать в подготовке и обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессиях Советов, выступать с докладами. Каждая комиссия имела свой план работы.

При подготовке к выступлению я пользовалась записями, сохранившимися у Чеботаревой А.А., в прошлом председатель комиссии по народному образованию. Сохранился план работы постоянной комиссии по народному образованию при Александровском городском Совете народных депутатов XX созыва.

Рассматриваемые и решаемые вопросы комиссии по народному образованию:

  • О готовности школ к учебному году.
  • Итоги летнего отдыха в школах и детских учреждениях.
  • Об организации работы с учащимися во вторую половину дня.
  • О выполнении решения исполкома горсовета от 03. 03.1987г. "О мерах по улучшению работы с детьми и подростками по предупреждению правонарушений".
  • О работе внешкольных учреждений по предупреждению правонарушений.
  • О развитии технического творчества в городе и пригороде.
  • О развитии самодеятельного творчества детей, юношества в ДК АМЗ.
  • О состоянии медицинского обслуживания детей дошкольников и интернатных учреждений.
  • О состоянии питания в школах города.
  • Об организации рабочих мест и трудового обучения и воспитания на АМЗ, ГРЭС.

На каждом заседании постоянной комиссии выносилось решение. Например, повестка:

"О совместной работе инспекции по делам несовершеннолетних и школ по предупреждению правонарушений".

Заранее каждому депутату комиссии были даны образовательные учреждения для проверки, и на данном заседании все отчитались о проделанной работе. После чего был составлен проект предложений постоянной комиссии (от 15.12.1987п).

Всего в пос. Яйва 1749 учащихся.

В ДК "Энергетик" в основном кружки художественной самодеятельности, технических кружков практически нет. Нет и кружков и секций по туризму и краеведенью.

Внешкольной работой заняты девочки 1-7 классов. Сложная материальная база, слаба связь со школами. Предложения:

1. Отделу культуры исполкома:

а) Изыскать возможность обеспечения музыкальной школы музыкальными инструментами, мебелью,

б) Преподавателям музыкальной школы разработать систему музыкального просвещения учащихся на базе школ, отдельных классов

2. Гороно, СЮТ:

изыскать возможность расширения кружков в школах, внешкольных учреждениях пос. Яйва.

3. ГК ВЛКСМ:

оказать действенную помощь школам в организации технического творчества, туризма и краеведения, направив в школы комсомольцев, систематически оказывать им помощь.

На примере видно, что прошла не только проверка работы учреждений, но и как решить проблемы и каким организациям помочь.

Проводились также совместные заседания постоянных комиссий (например: совместное заседание комиссий по народному образованию, здравоохранению, культуры по итогам исполнения бюджета за 1987 год). Каждое заседание комиссии начиналось с отчета о выполнении решения предыдущего заседания.

Чтоб детям района жилось комфортно в дошкольных, школьных и учреждениях дополнительного образования в комиссии работали не только педагоги, но и люди других профессий.

Как работают народные избранники XXI века широко, освещается в местной печати. Я считаю, чтобы они работали эффективно, им нужно изучить опыт работы депутатов местных Советов 80-90 гг., не допускать ошибок прошлых лет и взять самое ценное в их работе. Не могу сказать, что не было ошибок, но они, как и нынешние депутаты, искали пути решения.

По моему мнению, наличие большого количества депутатов, и еще районная и поселенческая администрации наводит смуту в решении проблем района и города.

2012 год