Экспедиции «По рекам памяти»: от изучения трагического прошлого к новым смыслам

Латыпов P. P.

Пермский край в советский период истории являлся одним из главных регионов, где осуществлялась карательная и репрессивная политика тоталитарного режима. Именно здесь в 1927 году возник один из первых исправительно-трудовых лагерей печально известного ГУЛАГа - Вишерлаг, и началось массовое использование труда заключённых на промышленных стройках и в народном хозяйстве страны. Именно здесь, до самого последнего момента существования советской системы продолжали действовать политлагеря, в которых содержались «узники совести» - зоны «Пермь-35», «Пермь-36» и «Пермь-37». По понятным причинам в течение многих десятилетий эти страницы истории тщательно замалчивались, скрывались, ретушировались. В современной России распространение идей открытого, гражданского общества, концепций демократии и права невозможно без изучения этих страниц, без выработки объективного, адекватного взгляда на нашу историю.

Важные шаги в этом направлении в нашем регионе осуществляют несколько общественных организаций и объединений. Одним из таких шагов является проект пермского Молодёжного «Мемориала» под названием «По рекам памяти» (руководитель проекта - Роберт Латыпов). Проект связан с проведением на территории Пермского края поисковых, историко-краеведческих экспедиций. Основными задачами поисковых мероприятий являются сбор информации, касающейся истории политических репрессий в СССР и в регионе, проведение мероприятий, связанных с увековечиванием памяти жертв политических репрессий, и просветительской работы среди участников проекта. Поисковые экспедиции проводятся ежегодно с мая по август месяцы; в среднем - три-четыре мероприятия в год. Они изначально планируются не стационарными, а передвижными, в форме туристических водных и пеших походов. Это, с одной стороны, является привлекательным моментом для молодёжи, стимулирует её к участию в проекте, а, с другой, позволяет существенно расширить сферу исследований и поиска, прежде всего, в малообжитых и незаселенных районах Пермского края.

Участники экспедиций (до 20 человек в каждой) ежегодно набираются из числа студентов гуманитарных вузов и учащихся старших классов школ г. Перми и местных школ районов, где проводятся экспедиции. Ими также становятся иногородние и иностранные студенты, сотрудники российских и зарубежных общественных организаций, журналисты. Состав каждой экспедиции всегда новый, что позволяет постепенно расширять круг людей непосредственно знакомящихся и осмысляющих трагическое прошлое нашей страны.

Ещё один важный плюс состоит в том, что почти все экспедиции проводятся в сотрудничестве с муниципальными учреждениями и общественными организациями районов края. Если говорить об Александровском районе, то стоит отметить давнее и плодотворное сотрудничество Молодёжного «Мемориала» с туристским военно-спортивным клубом «Олимп» (руководитель - Николай Шавшуков). Это позволило нам провести в районе и прилегающих к нему территориях семь совместных экспедиций.

Из наиболее интересных по результатам экспедиций последнего времени можно отметить экспедицию, проводившуюся в Александровском районе Пермского края с 23 по 31 августа 2007 года. Она включала в себя обследование мест расположения бывших лагерей и спецпосёлков ГУЛАГА (1930 - 1950-е гг.) по берегам рек Чаньва и Яйва, установку в этих местах мемориальных знаков, сбор устной истории у местного населения, преимущественно улиц, признанных реабилитированными жертвами политических репрессий. В экспедиции приняло участие 13 человек - молодые люди из Саранска, Екатеринбурга, Рязани, Александровска и Перми.

Первым объектом исследований волонтёров стал город Александровск. С начала 1930-х годов он был центром спецкомендатуры. Большая часть спецпереселенцев была из числа раскулаченных, позднее к ним добавились уроженцы Тамбовской области, Могилевской области (Белорусская ССР). Среди репрессированных были венгры, латыши, белорусы, украинцы, сербы. В 1942 - 1945 гг. в районе работали батальоны трудоармейцев немецкой национальности, ранее депортированных из Днепропетровской области (УССР) и из Риги (Латвия).

Часть волонтёров работала в районном архиве, другая - собирала «устную историю». В документах архива ребята нашли дополнительную информацию о бывших лагерных учреждениях и спецпосёлках в районе предстоящего водного похода. Устные воспоминания местных жителей также дали немало интересных фактов. Так, по их сведениям в восточной части города, за частными садами и на левом берегу ручья Елового в 1940 - начале 1950-х гг. существовали захоронения спецпереселенцев и трудоармейцев. Количество похороненных там, также как и их национальный состав исследователям пока неизвестен. В середине 1950-х годов кладбище было уничтожено. Волонтёры нашли место бывшего кладбища и установили там мемориальный знак.

Следующим этапом экспедиции стало обследование двух бывших лагерных пунктов, расположенных на реке Чаньва - посёлки Новый и Анюша. Все они ранее принадлежали к системе Кизеллага. Заключённые этих лагерей занимались лесоразработками и поставками крепёжного леса на шахты Кизеловского угольного бассейна. Максимальное количество осуждённых каждого лагеря не превышало 200 человек. Лагеря были временными объектами и существовали только во время проведения лесоразработок. После вырубки деловой древесины и оскудения сырьевой базы они быстро прекращали своё существование. Все постройки спешно демонтировались или разрушались, заключённых переводили в другие зоны; с ними же уходили из посёлков и семьи охранников. Разрушение зданий и дорог закончили александровские жители - искатели металлолома. Этим объясняется факт того, что на месте бывших «лесных» зон и посёлков сегодня практически не осталось следов пребывания человека.

Места расположения бывших посёлков уже обследовались в ходе исследовательской разведки Молодёжного «Мемориала» в ноябре 2006 года. Так, по посёлку Новый сегодня известно, что он был образован в 1953 году на реке Чаньва в 12 километрах от посёлка Талый. Входил в состав Луньевского поссовета Александровского района. Основой посёлка служила лагерная зона - лагерный пункт ВВ 201/10-15. Посёлок соединялся с «большой землей» не только грунтовой, но и узкоколейной железной дорогой, которая проходила вдоль реки Чаньва. По УЖД перевозили лес до посёлка Талый (лагерный пункт ВВ 201/10 -17) и далее к шахтам Кизела. В настоящее время дорога разобрана, но по ней вполне ещё можно передвигаться не только пешком, но и на машине.

Сегодня посёлок выглядит несколько «лучше» других бывших лагерных посёлков, поскольку закрыт был лишь в 1991 году. Благодаря этому здесь ещё можно обнаружить остатки жилых бараков и хозяйственных построек. По крайней мере, волонтёрам удалось с большей или меньшей вероятностью определить и зафиксировать местонахождение зданий бывшего продовольственного склада и магазина, бани-прачечной, дизельной и др. А на другой стороне реки нашли остатки зданий школы, детского сада, медсанчасти иных жилых построек.

Первоначально наибольший интерес у молодых исследователей вызывало урочище Анюша. Посёлок был основан ещё в 1920-е годы. По непроверенным архивным данным в 1924 году сюда были насильно привезены несколько десятков семей священнослужителей. Тогда активно шла борьба с православием, и всех неподчинявшихся политике новой власти ссылали в отдалённые уголки Прикамья. В 1930-ом здесь появились первые раскулаченные. Но ненадолго - скоро их спешно перебросили на строительство Яйволесозавода. В 1939 году сюда привезли семьи поляков. Ещё позднее здесь появился лагерный пункт Кизеллага, соединённый веткой УЖД с посёлком Талый. Официально посёлок Анюша была закрыт в 1981 году.

В настоящее время от посёлка практически ничего не осталось. Место представляет собой большое урочище, вытянутое с востока на запад вдоль речки Анюша. Сплавляясь на катамаранах по Чаньве, волонтёры обнаружили лишь остатки деревянного моста, по которому раньше вывозили лес. К сожалению, почти всё урочище (а это несколько гектаров) без видимой причины перепахано бульдозерами. Почти все остатки сооружений и построек сметены. Такое ощущение, что кто-то сознательно уничтожал следы пребывания здесь людей. С большим трудом волонтёрам удалось найти и зафиксировать место расположения штрафного изолятора бывшей зоны. Поскольку кладбище спецпереселенцев и заключённых не было обнаружено, решено было поставить мемориальный знак в центре урочища, на берегу реки Чаньва.

В ходе экспедиции были изучены места расположения двух бывших спецпосёлков -Сафоново и Елово - на правом берегу реки Яйва. Здесь волонтёрам вновь улыбнулась удача - были найдены кладбища жителей этих населённых пунктов. По могильным надписям можно было определить время существования посёлков. Так, посёлок Сафоново основан спецпереселенцами в начале 1930-х годов. Самая ранняя могила датируется 1932 годом. Кстати, надпись на ней особо всех поразила: «Цема Григорий Степанович. 1881 - 1932. Вы уже дома, а мы ещё в гостях». По непроверенным архивным данным сюда в 1944 году прибыли спецпереселенцы из Крымской АССР. Национальный состав - армяне, болгары, греки, крымские татары. На 1 января 1945 года здесь проживало 195 семей спецпоселенцев (общее количество - 655 человек). Посёлок подчинялся спецкомендатуре в посёлке Яйва.

Здесь же волонтёры реконструировали временный мемориальный знак, который был установлен их предшественниками в 2004 году.

В заключении хочется отметить, что проект «По рекам памяти» носит, прежде всего, историко-просветительский характер, нежели чисто исследовательский. В этих экспедициях соединяются прошлое и настоящее. Фактически - это открытый урок истории, в котором, долг памяти перед погибшими пересекается с задачей не позволить трагическому прошлому уйти в забвение и личным переживанием молодого человека, его пониманием и соучастием.

Мы отчётливо осознаём, что те молодые люди, которые приходят к нам, в наши добровольческие проекты, живут не изолированно, они живут в этом обществе, в котором их родители ещё не так давно назывались «советский народ». Потому все наши усилия направлены на то, чтобы не только противостоять наступлению исторической пустоты, но и продвигать новые смыслы - идеи гражданской активности, толерантности, приоритета прав и свобод личности. Потому что мы верим в демократическое будущее России.