Заглянем в семейный архив

Калина Галина Ильинична
Воспитатель ГПД МОУ «Гимназия»

Презентация

Введение. Заглянем в семейный архив

Шестнадцатого августа 2011 года исполнилось сорок лет моей трудовой педагогической деятельности. Сорок лет пролетело как одно мгновение, и я благодарна судьбе, своим родителям, семье, что так сложилась моя жизнь. Благодарна своим старшим дочерям Татьяне и Ольге, за то, что пошли по моим стопам, став педагогами. Педагогический стаж работы Татьяны 20 лет, у Ольги 18 лет.

Руки сами потянулись к семейному альбому, в нем, рядом с моими семейными фотографиями – фотографии тоже «моих» детей, воспитанников детских садов и школ. Сколько же было выпусков?

Первый выпуск город Кунгур 1971 год (проходила практику в детском саду №9 Машиностроительного завода).

Второй выпуск в поселке Кухтым Добрянского района 1975 год.

Третий выпуск поселок Вишерогорск Красновишерского района 1979 год.

Четыре выпуска из детского сада №16 города Александровска 1980, 1984,1989,1993 годы.

Первый выпуск учеников МОУ «Гимназия» 2006 год.

2011 год готовится к выпуску 9 класс.

Почему я вновь и вновь обращаюсь к семейному альбому? Потому что дети для меня главное и не важно, свои, чужие, они - продукт своего времени: в котором они живут и умирают. В наше время поступки, взгляды меняются, но роднее мои школьные годы, и я их всегда вспоминаю как самые лучшие, беззаботные. Что бы шагать в будущее, хочется заглянуть в прошлое, хочется разглядеть фото не один раз, вспомнить эпизоды своей жизни и понять, почему что - то удалось, а что - то нет. И находить ответы на это, вглядываясь в родные лица. И теперь я вновь и вновь заглядываю в семейный альбом, что бы объяснить свое прошлое. А какое моё настоящее? И пока мои воспоминания светлы и свежи, я начинаю свой рассказ.

Объект исследования: Семейный архив Калиных

Предмет исследования: трудовая деятельность воспитателя детского сада Калиной Г.И..

Метод исследования: Историко-краеведческий

Проблема: противоречие между поколениями детей 70-х годов 20 века и детским поколением начала 21 века.

Цель: изучение педагогической деятельности Калиной Г.И.

Задачи: изучить домашний архив Калиной Г.И., систематизировать материал, записать воспоминания семьи Калиных и выпускников детского сада и школы, обобщить собранный материал.

Исследование состоит из введения «Заглянем в семейный альбом», трех глав: «Тропинка школьная моя»; «Я студентка»; «Я воспитатель» и заключения.

Глава 1. Тропинка школьная моя

Я родилась 04.04.1953.г. в с. Вознесенск, Верешагинского р-на Пермской области.(Приложение №1) В семье было 5 детей. Мама, Никулина Анна Ивановна посвятила себя работе в детском дома, она и кастелянша, ночная няня и завхоз…

Воспитанников детского дома любила, жалела, относилась как к своим. Думаю, что моя любовь к детям передалась от матери. А любовь к природе от отца Никулина И.Е., лесника Сивинского лесхоза. Детство было провела рядом с ним: объезжали на лошади его участок, садили и пололи саженцы молодых деревьев, зимой собирали шишки хвойных культур. Запали в душу его рассказы о лесе, о животных (встреча с рысью, медведем) Его любимый уголок леса, там, где растут кедры и люпины, которые видели не все, так дорожил он этим местом.

Я с детства мечтала быть учительницей начальных классов. Разводила красные «чернила» из марганца, заполняла журнал и тетради, проводила с куклами «уроки». Переступив порог школы, считала её вторым домом. После уроков не спешила домой, а вместе с ребятами готовила пионерские сборы, концерты, чтение книг. Среди сверстников была лидером. В пору своей школьной молодости любила учителей. Они были самыми родными и уважаемыми, а они в свою очередь много свободного времени отдавали нам.

Запомнился юбилей писателя Максима Горького. Репетировали отрывок из произведения «Старуха Изергиль». Очень хотелось сделать костер по настоящему горящим. Целое воскресенье с Ю.П. Поносовой, учителем русского языка и литературы, мастерили «костер». Сколько было гордости и счастья, когда при выступлении наш костер горел

Май 1968 года. Я закончила 8 классов и очень хотела получить среднее образование. Но мама сказала: «Давай, Галка, быстрее свой кусок зарабатывай». К тому времени мой отец умер, и моей семье жилось нелегко.

Глава 2. Я – студентка

Август 1968 года. Я – студентка Кунгурского педагогического училища, но не школьного отделения, а дошкольного, потому что на учителя надо было учиться 4 года, а на воспитателя 3. (Приложение № 2)

Пришла пора испытать себя в роли воспитателя. На втором курсе началась педагогическая практика в старшей группе детского сада №9 города Кунгура. Работа увлекала, день практики ждала с нетерпением. Проведение занятий, гимнастики репетировала с однокурсниками, вживалась в роль воспитателя. Похвала: «Занятие провела хорошо, как настоящий воспитатель», была самой высокой. В это же время совершила первую грубую педагогическую ошибку. В группе был мальчик Игорь Ярушин, на празднике выпуска из детского сада, подарила ему ракетную установку. Тем самым обидев остальных детей, хотя для них тоже были подарки. Урок, который преподнесла мне Ада Васильевна, зав детским садом, запомнился на всю жизнь: «Надо любить всех одинаково, люби, но в душе, что бы не обидеть ни одного из детей». (Приложение № 3,4,5,6,7,8,9)

Глава 3. Я - Воспитатель

Май 1971 года выпускной бал и распределение, мой путь лежал в поселок Кухтым Добрянского района. Наступили трудности в быту и работе. Группа разновозрастная от 3х до 7 лет. Чем занять маленьких и больших одновременно? Детей: 44 человека, да ночами допекают молодые люди, подвесив на веревку картошку, стучат в окно.(Приложение № ) Выла, в прямом смысле слова, но стала готовить образцы рисунков, настольные и пальчиковые театры и т.д. Семьи не было, поэтому с утра до вечера была в детском саду. Начала собирать детский словарик: тубареи – батареи, битька – хлеб, муко – молоко, пилька – вилка. А как величали интересно: тетенька Галинишна Ильинишна, Галинишна Лилинишна. Родители моих воспитанников оказывали посильную помощь: в оформлении группы к праздникам, складывали дрова, приглашали в баню. Самые теплые слова воспоминаний о детях и родителях детского сада поселка Кухтым. В 1972 году пришел из армии известный в поселке баянист Калин А.С.(Приложение № ) Вскоре мы поженились. Благодарна ему за прожитые вместе 39 лет, за его поддержку в семейной жизни и работе. Он и Дед Мороз на детском празднике и аккомпаниатор…

Но жизнь поменялась в одно мгновение: закрылся лесозаготовительный пункт, детский сад.

Работы не стало, нужно было менять место жительства. Перед нами встал выбор: П. Ярино Добрянского района, либо Красновишерский район. Решили ехать на север Урала, в поселок с красивым названием Вишерогорск, расположенный на берегу реки Вишеры. Новое место, новые знакомства, новые увлечения.(Приложение № 10,11) Детский сад леспромхоза расположен с видом на Вишеру, укомплектован двумя группами: младшая – средняя, старшая – подготовительная Мне дали младшую – среднюю. Фотографий о работе немного, так как было трудно со съемками. Поэтому остались только воспоминания. Работая во втором детском саду лесного поселка, я сделала вывод, что воспитание детей в глубинке обусловлено социальными условиями. Поселок расположен далеко от цивилизации, и поэтому дети, как губки, впитывали все новое, интересное, полезное. А мне работалось легко и интересно.

Режим семейной жизни был налажен следующим образом: работа, дела по дому и репетиции в клубе ансамбля «Вишерогорочка». (Приложение № 12)

С концертами объехали весь Красновишерский район. Концертов было много, к каждому празднику ( День лесника, Новый год, День молодежи). Все выходные ансамбль «Вишерогорочка» гастролировал. Участники ансамбля вместе не только пели, но и водились с детьми друзей, заготавливали дрова, ездили за грибами и ягодами, ходили в походы на гору Плиска, к скалам поселка Говорливое. Первый выпуск детей в этом детском саду для меня был памятным и дорогим – в школу пошла моя старшая дочь Татьяна. Жизнь на Вишере была нелегкой: крепкие морозы зимой, проблема переправы через реку Вишера. Друзья по поселку Кухтым звали в Александровск, где строился детский комбинат на 180 мест. Предложение было заманчивым – большой детский сад, одновозрастные группы, методист…

1982 год. Моя семья вновь отправилась в путешествие по Пермской области. Остановка в г. Александровске, которая длится уже 29 лет. За эти годы три дочери Татьяна, Ольга, Елена закончили школу, учебные заведения, вышли замуж, у меня две внучки и внук.

В детском саду № 16 я начала работу в подготовительной к школе группе. (Приложение № 13) Оборудования мало, в основном самодельное. Родители этой группы оказывали огромную помощь во всех начинаниях и делах. До сих пор при встрече интересуются: как у меня дела, как здоровье. Запомнились и праздники. Я в роли Деда Мороза, волнуюсь, хочу, что бы дети верили в волшебство праздника, что дед мороз настоящий, исполняет все желания. Запомнились роли ведущей (Приложение № 14,14а,14б,15,16,16а,16б,17,17а), особенно на 7 ноября. Яркое оформление зала, торжество праздника. Громкие выкрики призывов партии, украшенные портреты В.И.Ленина.

В детском саду № 16 было 4 выпуска. Каждый раз, встречая новеньких в младшую группу, находишь сходство с детьми выпускниками: Артем, как Стасик, любит дежурить по столовой; Алина, как Юля, любит наряжаться; Денис шустрый и неугомонный как Дима.

Последний и самый памятный выпуск ребят, которые прошли обучение по программе Н.И. Крыловой «Детский сад – дом радости». Новая программа внесла свежую струю в работу детского сада. Это и прогулки в любую погоду, огромное количество пальчиковых игр, потешек, песенок, обучение чтению с младшей группы… (Приложение № )

При выпуске детей в школу, выяснилось, что только 6 человек не умеют читать, а Андрей Рябец читает 59 слов в минуту.

Перелистываю страничку альбома, на ней фото учеников 2А класса школы № 2. И вновь замелькали кадры жизни.

В 1995 году детский сад № 16 стал детским домом. Трудности работы воспитателя детского дома, знала не понаслышке, от мамы. Времени на раздумье не было, нужна работа. И наконец, моя детская мечта сбылась: я воспитатель группы продленного дня, школы № 2, где работаю по сей день. Первый выпуск учеников Гимназии в 2004 году, выпустила 9а класс. (Приложение № 18,18а) В этом году они отметили пятилетие окончания школы, но помним друг друга и каждое лето встречаемся у меня на даче. Всегда с фотоальбомами, в которых отражены события прожитого года. (Приложение №19)

Сколько воспоминаний нахлынуло. На фото ребята в пятом классе: каждую субботу задерживаемся до 5 часов. Катя Лунегова – хореограф, разучивает с одноклассниками танцы. Её детская мечта – быть хореографом в настоящее время сбылась…

По плотинке возвращаемся домой, перекрикивая друг друга, делимся своими событиями. Вдруг слышим громкий лай собаки в заброшенном доме, в окно выглядывает мужчина неопределенного возраста. Мы решили подойти ближе и увидели привязанную собаку. Поняли, для чего нужна этому человеку собака и решили вызвать милицию. Сотовых телефонов не было, поэтому побежали звонить в АТП. Наряд милиции выехал, собаку освободили и, конечно, на другой день вся школа знала о нашем подвиге.

Жизнь ребят освещена в трех летописях нашего класса, которые хранят архивные документы и фото выпускников 2006. Встречаясь каждый год, мы вновь и вновь разглядываем наши летописи.

Заключение

Я впервые решила расположить фотографии моих воспитанников в хронологическом порядке. Они помогут оживить давно ушедшие жизненные события. Я была удивлена количеству документов, фотографий, самой старой детской фотографии более 40 лет (1969 год), но это только начало моей поисковой работы, которую я собираюсь продолжить. С помощью фотографий попытаюсь найти как можно больше своих воспитанников, узнать их судьбу, встретиться с ними. Дети должны быть лучше нас, это закон природы, иначе вымрем, пусть они будут умнее счастливее нас.

Список источников и литературы

Документы семейного архива Калиной (Никулиной) Г.И.

Подшивка газеты «Боевой путь» за 1982-2006 годы/ Архивный отдел администрации Александровского муниципального района. Ф. 34.

Фотодокументы/ Архивный отдел администрации Александровского муниципального района. Ф. 148.

2012 год