Пионерской организации 90 лет

Автор: Белоногова Татьяна
Руководитель: Калина Галина Ильинична

Презентация

Введение

19 мая 2012 года пионерской организации 90 лет!

Это праздник моих родителей, бабушек и дедушек. Поколение 70-х 20 века – одно из последних, которое воспитано под звуки горна, организующего  cтрой барабана, девизов. Когда за плечами 9 десятилетий, когда прожито и пережито столько, что всё сразу и не осмыслишь, не охватишь, трудно выделить что-то памятное, что-то дорогое. В рамках 2012 года – года истории, важно оглянуться на деятельность пионерской организации, увидеть лучшее и взять его с собой в будущее, поговорить о настоящем, ведь пионерия всегда была школой гражданского становления растущего человека, сделать вывод, почему перестала существовать эта молодёжная организация. 21 век - век перемен: многое изменилось в молодёжном движении в последние годы. Конечно, перемены затронули не всё - самое лучшее из прошлых лет переняли современные детские организации. Они сейчас находят новое и вспоминают старое.

Моя работа создана с целью:

изучение истории пионерского движения в Александровском районе и составление хронологической подробности становления и развития пионерии.

Задачи:

  • изучить часть имеющегося архивного материала, публикаций местной газеты «Боевой путь» (с1948- 1990 г.г.);
  • составить опросник и записать воспоминания родственников; бывших пионеров и пионерских вожатых;
  • приобщить подростков к историческому наследию детского движения; сохранению исторических материалов;
  • осмыслить значимость роли пионерской организации в истории страны через архивные источники;
  • проанализировать имеющиеся документы, воспоминания и составить хронологию пионерии Александровского муниципального района;
  • сделать обобщение и выводы;

Объект исследования: детские организации в дореволюционной России и после;

Предмет исследования: жизненные ценности пионеров: семья, учеба, труд, служение Отечеству;

Метод исследования: Сравнительно-аналитический анализ этапов большого пути пионерской организации, связанных с судьбой нашей страны.

Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения.

Во введении дается обоснование причины, побудившей к исследованию истории детских организаций.

В 1 главе «Первые детские организации в Советской России» повествуется о причинах, способствующих воссоединению детей.

Во 2 главе «Вспыхнули красные галстуки на груди александровцев» уделяется большое внимание первым вожакам пионеров и октябрят, которые повели за собой по новым непроторенным дорогам.

В 3 главе «Становление пионерии в Александровском районе»: развитие и становление пионерского движения, борьба с неграмотностью, первые кружки, первые победы, военные годы, становление разрушенного хозяйства, посильная помощь пионеров взрослым.

В главе 4 «Причины распада пионерской организации» названы события, которые способствовали распаду пионерии.

В заключение подводится итог проделанной работы, определяются планы на будущее.

I. Первые детские организации в Советской России

Первые детские организации появились в начале 20 века (1914 г.) в г. Москве: «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц». Но самым массовым стало движение скаутов, использующее опыт работы англичан. После 1917 г. это движение стало рассматриваться как враждебное, хотя идеология пионерского движения многое впитала от скаутинга.

В 1922 г. скауты были запрещены. А 19 мая в Сокольническом лесу г. Москвы зажегся 1 пионерский костёр. Это событие стало Днем рождения пионерской организации. На второй Всероссийской конференции РКСМ (1922 г.) был одобрен опыт детского движения Москвы и предложено его распространение на всю Советскую Россию с учётом системы скаутинга (символика, клятва, сборы у костра и т.д.). Пионерская организация до 1924 г. носит имя Спартака и работает в соответствии с утвержденными документами ( торжественное обещание, законы, программы, временный устав детских групп «Юных пионеров им. Спартака»). В 1924 г. она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды располагались по принципу: на предприятиях и по месту жительства. В 1934 г. дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена должность старшей пионерской вожатой.

II. «Вспыхнули красные галстуки на груди александровцев»

В середине 1921 г. в г. Перми были организованы курсы пионерских вожатых, и к концу года по всей губернии появлялись всё новые и новые пионерские отряды. Ярким пламенем вспыхнули алые галстуки и на груди юных александровцев. По дорогам пионерских дел их повела пионервожатая Старкова Раиса Михайловна. Самые маленькие объединились в октябрятские отряды под руководством Углевой Нины Кирилловны. Открывается «Юнклуб», организаторами которого были Соковнин Михаил Михайлович и Веревкин Николай Григорьевич. В поселке Луньевка организатором и руководителем пионерии стал Пугачёв Алексей, в честь его названа одна из улиц посёлка (прил. №1). Так родилась пионерская организация в нашем районе (прил.2).

III. Становление пионерии в Александровском районе

Первые пионеры принимали активное участие в ликвидации беспризорности и безграмотности, просветительской работе в посёлках и деревнях. Пионеры 20-х только начинали летопись своей организации, они боролись за светлую жизнь. Расклеивали листовки: «Пионеры! В поход за грамотностью и культурную жизнь!», «Каждый пионерский отряд – вожак всех неорганизованных ребят!». В 20-е годы всё было первым: первый пионерский лагерь, первые авиамодельные кружки, первые номера газеты «Пионерская правда» и первые победы. Молодой стране Советов нужны были грамотные специалисты, которые будут нужны для продолжения дела отцов в строительстве, укреплении и обороне государства рабочих и крестьян. Поэтому главной заботой пионеров была хорошая учёба. В школах возникали разные кружки, детские технические станции становились центрами технического воспитания, юные спортсмены боролись за первые значки БГТО (будь готов к труду и обороне), ворошиловские стрелки осваивали науку стрелкового боя.

С.М. Попель (прил .3.) вспоминает: «Мы активно занимались шефской работой, собирали книги для сельских школ. Везли не только книги, но и небольшой концерт. И учителя, и школьники были рады нашим подаркам. Много внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию. Занимались военной топографией под руководством учителя-географа И.Г. Аверина. А вскоре был создан первый юнармейский отряд. В мире было неспокойно. Началась война с Финляндией. Это повлияло на наше отношение к событиям, на нашу причастность к жизни страны. Активно занимались в кружке «Юный ворошиловец», разбирали и собирали винтовку. Успешно сдавали нормы БГСО (будь готов к санитарной обороне), БГТО, «Юный ворошиловец». Получали нагрудные знаки. Охотно участвовали в спортивных соревнованиях.

В 30-е годы направления пионерской работы расширились, в помощи нуждались семьи красноармейцев, поэтому началось тимуровское движение. Книга А..П. Гайдара для многих ребят стала настольной книгой. В отрядах действовала цепочка, по которой быстро сообщалось о сборе, пользовались Азбукой Морзе или флажками. В1926 г. А.П.Гайдар провел несколько дней у нас в городе, чтобы собрать материал для повести «Лесные братья» (о братьях Давыдовых.) На доме, где жил А.П.Гайдар, пионеры укрепили красную пятиконечную звезду и мемориальную доску « Здесь жил писатель, гражданин, боец А.П.Гайдар.1926г.». За могилой одного из героев произведения Гайдара – И.И.Давыдову до сих пор ухаживают ученики гимназии (бывшая школа №2) (прил. )

К концу 30-х годов в рядах пионерии молодого государства насчитывалось около 10 миллионов юных ленинцев.

Сороковые - роковые.

«Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила… Пришло время и вам не словами, а делом – показать, как вы её любите, цените и бережёте», - обращался к пионерам 40-х А.П. Гайдар. Дети, как могли, помогали фронту: собирали металлолом, посылки для фронтовиков, работали на полях, собирая урожай, вставали у станков. Тимуровские отряды взяли на себя заботу о быте семей, лишившихся кормильцев. Стали помощниками в госпиталях Александровска и Яйвы. Школьная жизнь детей в глубоком тылу перестроилась на военный лад. Первые публикации газеты «Боевой путь» от 27.02.1943 г.

Тимуровцы отряда №1 вывезли на санках дрова из леса жене фронтовика А.С. Вяткина.

Провели патриотическую акцию – сбор средств для строительства танка «Александровский пионер» (собрано 14000 рублей).

Ребята, которым в те годы было по 10-13 лет наравне со взрослыми ковали Победу в тылу.

Вспоминает Устинова Нина Константиновна (прил.5): «Мои пионерские годы с 1944 по 1949 были самыми интересными, хотя и трудными. Вся пионерская работа проходила под девизом: «Всё для победы, для разрушенного хозяйства». Ведущая роль принадлежала нашим вожатым: Толстовой А.Н., Кизиловой О.Ф., Козловой А.П. У каждой из них была своя «изюминка», свой стиль в работе, но нас учили держать данное слово, дорожить честью звена, отряда, дружины. Вожатые организовывали шахматные турниры, лыжные соревнования, приглашали друг друга на пионерские сборы. Каждая дружина хотела быть лучшей: собрать больше металлолома, золы для колхозных полей, чтобы тимуровская работа была самая-самая, хотелось перещеголять и в художественной самодеятельности.

Вклад пионерии в общую победу трудно оценить. Тысячи ребят трудились на производствах и на колхозных полях, юные бойцы с оружием в руках защищали нашу Родину. Четверо пионеров удостоено звания Героя Советского Союза.

Закончилась война. Отгремели залпы победных салютов. Страна вернулась к мирной жизни. Из руин и пепла восстанавливались города и деревни. Вместе с отцами и старшими товарищами посильную помощь в работе оказывали тысячи пионеров.

11.07.1945 г. в Перми состоялся Первый областной слёт, на котором были подведены итоги работы пионерии во время войны. (прил. №7) Делегатами на этом слете были и пионеры Александровска. Вспоминает В.А.Кузнецова: « В Перми собрали пионеров со всей области. Это событие подчеркнуло, что самые маленькие жители страны – дети войны - внесли свой посильный вклад в нашу общую Победу над фашизмом. Делегация состояла из семи человек: Роберт Попов, Рита Кадникова, Лёня Окороков, Вера Кузнецова из Александровска, Митя из Яйвы, Ваня из У-Игума и маленькая пионерочка из Луньевки. Многое забылось, но осталось в памяти ощущение праздника: огромной колонной, со знамёнами, шли мы к зданию оперного театра. А там балет « Конёк-Горбунок». Помню, как несколько часов катались на белоснежном пароходе по Каме. Для нас, жителей глубинки, голодных детей войны, слёт был настоящей сказкой. Каждому подарили небольшую библиотечку и увесистую коробку конфет. И мы, счастливые, ехали ночью на вокзал в открытом кузове грузовика и на весь Молотов (г. Пермь) пели: « Артиллеристы, Сталин дал приказ, артиллеристы, зовет Отчизна нас…»

Для Роберта Попова самой памятной была минута молчания в память о павших воинах в ВОВ, ведь у всех у нас кто-нибудь из родных погиб на фронте.

От 24.10.1948 г. читаем: « В Александровской школе №1 проходит первый районный слёт пионеров, посвященный вручению Красного пионерского знамени ЦК ВЛКСМ» (прил. 9)

1951 г. ознаменован открытием пионерского лагеря «Чайка». Инициатором и организатором был А. П. Клековкин (прил. 10). Он вспоминал: «Летом 1950 года наш оркестр играл на открытии однодневного Дома отдыха на живописном берегу пруда. Вековые ели, овальный берег в виде полуострова, огромная с наклоном поляна, на которую так и просился пионерский костёр… « А что, дело доброе, думаю, обком угольщиков нас поддержит»,- одобрил мою идею о создании пионерского лагеря председатель завкома С.М. Пивня. Обком дал добро. И 10.07.1952 г. лагерь гостеприимно принял первых отдыхающих.

На костровой поляне установили красивую арку « Пионерский лагерь Александровского машиностроительного завода им. К.Е. Ворошилова». Название длинное, неуклюжее. У соседей - «Берёзка», «Ручеек». У меня мечта: назвать именем свободолюбивой птицы «Чайка», но ребята шквалом обрушили: «Белочка», «Елочка», «Сосенка»… Кто-то крикнул, увидав на пруду чаек: «Чайка!» (прил. №11). Это и стало романтическим названием для нашего лагеря.

«Наверное, не ошибусь, если скажу, что почти каждый александровец в свое время провёл часть лета в лагере,- вспоминал А.П. Клековкин,- а кто был лет 20 назад, приезжает к своим детям. Утро начинается с зарядки, дежурные прибирают в палатах, остальные на территории. Кругом чистота, нигде не увидишь «беспризорной» бумажки, принимаемся за другие дела. Весело и интересно проходит время в лагере: походы на Луньевские скалы, в Давыдовскую пещеру, работают кружки « Умелые руки», а сколько песен перепето… Для развития у детей смелости и находчивости проводились военные игры «Бой за знамя», «Поиски разведчика», а 22.06 в 4.00 шли с зажженными факелами на кладбище, чтоб почтить минутой молчания павших воинов (прил. №20). Но самым долгожданным и любимым был родительский день. Они, как и мы, приплывали на барже по пруду» (прил. )

Каждое лето в лагере отдыхали и поправляли здоровье около 300 ребят.

1962год. Советской пионерии 40! ( прил. №12,13) Всенародными торжествами отметили школьники и трудящиеся нашего города 40-летие пионерии. В Александровске, Яйве, В-Вильве, Луньевке, во всех школах, состоялись торжественные линейки с отчетами о проделанной работе (прил.12-13). Было посажено 43 тысячи деревьев и кустарников, собрано 600 тонн металлолома, 50 тонн макулатуры и ещё сделано много полезных дел. Наградами удостоены лучшие из лучших: «Лучший вожатый» - Соковнина И. И. шк. № 5 п. г. Александровска, с вручением значка ЦК ВЛКСМ; (пр.№ 14) шк. №2 вручена премия – 80 рублей. Карьерской школе – пионерское знамя и набор картин. А шефы (машзавод, Ивакинский леспромхоз, БСЗ – подарили ребятам музыкальные инструменты).

На улицах Александровска и поселков появились школьники с красными повязками на рукаве. Каждый знает – это « пионерские дружинники» по борьбе с правонарушителями. Они регулярно патрулируют по улицам, следят за порядком на киносеансах.

1967 г. По стране стартовала военно-спортивная игра «Зарница».( прил.

« Чтоб сильным, смелым, ловким быть
И честно Родине служить,
В бою быть храбрым, зорким на границе,
Всему научит нас игра «Зарница».

На протяжении многих лет самыми подготовленными «зарничниками» считаются учащиеся шк.№2 (гимназия). У истоков игры в этой школе стояли Р.И. Мельчакова и В.А. Мельчаков. Издан приказ командующего городской военно-патриотической игрой «Зарница-4», указаны сроки проведения.

Цель: улучшить качество военно-технической подготовки юнармейцев по специальностям. Определить состояние работы штабов школ. Численность команды от каждой школы 57 человек. Соревнования проходили по следующим дисциплинам: Марш-бросок, соревнования разведчиков, связистов, медиков, поваров, юнкоров, химиков. В заключении – парад юнармейцев. «Зарничники» шк.№2 неоднократно защищали честь района на областных соревнованиях и редко возвращались без победы. До сих пор у нас в гимназии традиционно ко Дню Защитников Отечества проходят соревнования по дисциплинам: стрельба, сборка и разборка оружия, медицина, пожарные, регулировщики, связисты, и финалом является смотр строя и песни. Руководителем этих мероприятий является бывший «зарничник» Леснов В.П(№38)

1970 год. 100-летие В.И.Ленина. С большим подъёмом идет работа в шк.№1 (им. А.П. Гайдара). Классный руководитель Л.З. Ракинцева организует встречу с людьми, которые видели Ленина (прил. №38а; №39; №40).

В дружине работает клуб интернациональной дружбы (КИД), с1964 по 1983 годы им руководит учитель иностранного языка Л.З. Ракинцева. КИД был лучшим в Пермской области. Ведется обширная переписка с ребятами из Чехословакии, ГДР, Польши, Франции, со школьниками союзных республик (прил. №41; №42).

Проходят фестивали, на которых ребята исполняют песни и танцы народов мира (прил. №43; №44; №45; №46).

Организуются митинги в поддержку детей разных национальностей (прил. №47).

Таким образом, расширяются познания детей, воспитывается уважение к людям разных национальностей.

Так же были поездки по городам России, в которых ребята из глубинки узнавали о жизни страны и понимали, что они – частичка большой страны.

13.03.1977год. По инициативе штаба Дома пионеров в Александровске состоялись «Малые олимпийские игры», в которых приняли участие ребята 6-7 классов. Меня удивили виды спорта этих игр: санный, фигурное катание, хоккей с мячом. Из районной газеты я узнала, что почти в каждой школе был свой каток, который ребята не только заливали, но и содержали в рабочем состоянии.

Начало 80-х ознаменовано всплеском поисковой работы. Всё меньше становится свидетелей событий 2 мировой войны, уходят и труженики тыла. Ребята спешат из уст записать воспоминания ветеранов войны и тыла ( прил. №48). Проходит конкурс сочинений «Они погибли в 20 лет, навек оставшись молодыми» (прил. №49; №50; №51). Пионеры всех населенных пунктов наводят порядок у стелл и обелисков. Ребята школы в п. Камень дают клятву всегда помнить о подвиге своих земляков.

«Ветер перемен дул в наши паруса, - вспоминает одна из последних пионерских вожатых (прил. ) Максимова Е.И.: - В 1988-1989г. в школы города одновременно пришли молодые, полные энтузиазма вожатые дружин. В шк. № 1- я и Финогин Олег, в шк. № 6 – Антонов Олег, в шк. № 2 – Накарякова Лена. Мы, вожатые, дружили, не было секретов и соперничества, делились тем, что хорошо получалось. Появилось новое интересное направление – от теории к практике. В дружинах (на базе школьных мастерских) создавались производственные бригады. Ребята мастерили банкетки, табуретки, кухонные доски. Потом организовывали выставки – продажи».

IV. Причины распада пионерской организации

Пионерская дружина по-своему, по-детски вливалась в новое время. Беды дети не ожидали, но она пришла. Чем помешали дети перестройке? Но это были последние пионерские вожатые. Объединят ли горны на новые дела? А барабаны смогут ли сделать шаг уверенным?

При создании книги «Салют, вожатым!» Аня Дорохина, ученица гимназии, взяла интервью у своей учительницы Деменевой Т.Г.:

– Как Вы думаете, почему развалилось пионерское движение?

– Оно не развалилось. Его бросили на самотёк ленивые взрослые.

Так ли это? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я заглянула в книгу С.Шмакова «Волшебное слово «САМ»» и узнала мнение автора о причинах прекращения деятельности пионерской организации в неспокойные 90-е годы. «Несовершенство пионерской методики, её совпадение с авторитарной методикой привели к потере интереса у пионеров к своей организации, которая невольно стала принудительной и бездеятельной». Главными пунктами критиков является её идеология и формализм: чтобы вовремя провести сбор, делать то, что хотят взрослые. Писатель В.Крапивин считает, что изначально пионерские отряды были добровольными объединениями, но, попав под власть школ, лишились добровольности. Стало всё подчинено школьному регламенту (класс – отряд, ряд – звено и т.д.). Командиров назначал учитель, а если дети выбирали, то только под давлением взрослых. Ребята ждали от вожатых искреннего сотрудничества, которое возможно только на основе самоуправления. Кто они наши пионеры? Подростки – дети, с переломным, опасным возрастом. Отсюда все трудности. В обращении пионеров из Волгограда говорится: «Взрослые представляют нас радостной, ликующей толпой с ослепительной улыбкой. Но мы – многомиллионный сплав личностей, способных придумать, решить и сделать много полезного и интересного. В каждом из нас есть «золотая» жила, дающая право на самоуправляемую и деятельную жизнь. Мы стали совсем другими, у нас другая музыка, другой менталитет, пионерии такой же, как прежде, не будет. Очень хотим, чтобы взрослые обратили на нас внимание, задумались, поняли, что же нам нужно. А нам нужна новая детская организация!» Инициативные группы пытались поддержать пионерское движение (партия КПРФ), с ностальгией вспоминая свое участие в пионерском движении. Высказывались за возврат пионерии в школы на государственном уровне. В октябре 2010 г. президент Медведев Д.А. на одном из выступлений сказал, что он не против возвращения пионерского и комсомольского движения, но на уровне общественной организации, без идеологии и без участия государства. В настоящее время количество молодежных организаций возросло, но общая численность детей в этих организациях сократилась многократно. Пришло время поднимать « чистые пары жизнедеятельности детей, бросать в них новые зёрна идей». Наши педагоги имеют право будить в каждом ребенке человека. А уважать человека – главный фактор воспитания.

Заключение

Отложена последняя подшивка газеты «Боевой путь», просмотрен последний отчет пионерской дружины, но мой интерес к этой теме не уменьшился. Еще много « белых» пятен, незнакомых лиц на фотографиях, очень хочется пожить в то время. Во многом я согласна с критиками, да, мы другие, у нас другие идеалы.

Но важно то, что я поработала в Архиве и попыталась составить историю становления пионерии в хронологическом порядке, несколько вечеров с восторгом и интересом слушала и записывала воспоминания бабушки и дедушки, родителей (прил. ). Я думаю, что наступит время, и у нас будет такая детская организация, которая будет жить по принципу: «Счастье - это когда тебя понимают».

Список источников и литературы

Документы Дома пионеров за 1958 – 1985 годы/ Архивный отдел администрации Александровского муниципального района. Ф. 64.

Подшивка газеты «Боевой путь» за 1948 – 1990 годы/ Архивный отдел администрации Александровского муниципального района. Ф. 34.

Фотодокументы/ Архивный отдел администрации Александровского муниципального района. Ф. 148.