Органы местного самоуправления

А.Ю.Попова

 

«…Чтоб слава русского народа
Опять над миром разлилась,
Чтоб  слово гордое «свобода»
Слилось со словом «наша власть»

А.Невский, поэт из Всеволодо-Вильвы

Советы (1917-1993)

Со времени построения и освящения Церкви в  1828 году и в последующие десятилетия Гора была центром поселка Александровский завод, местом, где находились административные и торговые помещения, дома зажиточных граждан.

Перед 1917 годом на Горе располагалось волостное правление, полицейское управление, магазин, библиотека, здание больницы и аптеки, торговая площадь. На торговой площади проходили ярмарки. Фонд поселковой библиотеки составлял 5000 книг. Больница на 40 коек обслуживала Александровск, Луньевку, В-Вильву. В поселке имелась начальная школа, а обеспеченные граждане могли продолжить учебу в Кизеловской промгимназии.

1917 год в корне изменил политическое лицо Александровска: конец февраля — волостное правление заменил комитет общественной безопасности; в апреле — избран Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; 30 октября — Александровский Совет стал большевистским.

Робкие шаги первых дней быстро переходят в революционный бег и, несмотря на индустриальную и культурную нищету, разорение от войны, начинает складываться новая культура, новые человеческие взаимоотношения – великая советская сила.

Александровский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

С 27 февраля по 1 марта 1917 года в России произошла смена государственной власти. Императорская власть прекратила свое существование.

В конце февраля - начале марта 1917 года по всей стране возникали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В силу конкретно-исторических условий (отсутствия достаточного количества большевистских кадров) руководство в Советах оказалось в руках меньшевиков и эсеров. Состав руководства Советов привел к образованию 2 марта Временного правительства.

В России установилось двоевластие: Советы – органы диктатуры пролетариата и крестьянства,   и Временное правительство – орган диктатуры буржуазии. В Питере создается Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство, которое становится высшим органом государства.

На губернском уровне власть была передана от бывших губернаторов губернским комиссарам Временного правительства.

На местном уровне в апреле 1917 в Александровском заводе волостное правление заменил избранный Совет рабочих и солдатских депутатов. Эсер А.И.Лузин возглавил Совет.

В течение всего 1917 события в стране и на местах развивались стремительно. Двоевластие, переплетение двух диктатур просуществовало недолгий период – до октября 1917года.

25-26 октября 1917 года 2-й Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объявил себя высшим органом государственной власти в России. На 70 лет установилась система, основанная не на частной, а общественной собственности, причем не в одном государстве, а была создана целая социалистическая система.

На местном уровне в конце октября 1917 года Совет рабочих и солдатских депутатов, состоящий из эсеров, был распущен.

Высшим органом местной власти в Александровском заводе в ноябре-декабре 1917 года становится Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов  и его исполнительный комитет. В  составе Совета – большевики.

Председателем Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избран Иван Ужегов, русский, из семьи заводского рабочего, член ВКП (б). Секретарем назначен Михаил Килин.

К работе Совет приступил фактически с 1 ноября 1917 года.  Совет вел хозяйственные, земельные, социальные дела, бухгалтерию, канцелярию, решал вопросы в области труда, военной.

Организационный период в деятельности Совета был трудным. Волостного бюджета практически не было. Волости жили, в основном, на самообложении.

Бюджетные средства Совета формировались из так называемого сбора, который собирался самим Советом и расходовался им на нужды хозяйства.

Формирование сбора видно из документа от 01 декабря 1917 года, направленного в Березниковский содовый завод: «Просим контору Любимова (,) Сольва и ком. отчислять 1%  с предприятия с вырабатываемого рубля в совет Р. и С. деп., также как и рабочие отчисляют 1% с заработанного рубля просим отчислять 1% с 1-го ноября с/г.». Председатель И.Ужегов, секретарь М.Килин.

За период деятельности Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов  (большевистского состава) с 1 ноября 1917 года по [январь] 1918 года на должность председателя райисполкома избирался 1 советский работник: И.[И].Ужегов.

Во время начала гражданской войны И.И.Ужегов вместе с молодыми рабочими завода И.П.Постаноговым, М.Н.Зенковым, П.Г.Оньковым, И.М.Нетунаевым и другими ушли на фронт. Сражались в составе первого уральского полка. Дальнейшая судьба И.И.Ужегова неизвестна. 

Из воспоминаний участника гражданской войны П.Шарапова: «…Но вот грянул Октябрь. Александр Герасимович Трубинов становится  одним из организаторов партийной ячейки в рабочем поселке. А когда разрасталась гражданская война, он сказал своему сыну Петру, пойдем защищать молодую Советскую власть. Старику отказали в приеме в Красную Армию, а сына взяли.

В один день вместе с Петром Трубиновым ушли  с завода на фронт многие  молодые ребята – И.И.Ужегов, И.П.Постаногов, М.Н.Зенков, И.М.Нетунаев, П.Д.Найданов, П.Г.Оньков, А.А.Мальцев и другие. Все они влились в первый уральский полк, громили банды Дутова, колчаковцев, сражались под водительством В.К.Блюхера. Многие погибли в боях.

П.А.Трубинов закончил свой боевой путь под Перекопом в составе кавалерийского полка…» (АО.Ф.34.Оп.1.Д.52.Л.43об.)

Александровский поселковый Совет депутатов трудящихся

На территории Пермской губернии поселковые Советы депутатов были образованы, в основном, в январе-марте 1918 года.  

В рабочих поселках, сельской местности вся полнота власти принадлежала Советам. Избирались Советы депутатов по нормам – 1 депутат на каждые 100 человек населения, причем общее число депутатов было не менее 3 и не более 50 человек. Срок полномочий Советов был установлен от 1 до 3-х месяцев.

Формировались Советы депутатов на основе выборности. В состав входили председатель, секретарь, члены исполкома. 

По данным архивных документов из семейного фонда отца и сына Близнецовых на 13 сентября 1918 года в Александровском Совете   депутатов значился первым председателем А.Е.Оньков, членами Совета В.И.Денисов. И.Г.Ермаков, М.М.Окунцов.

«…15октября 1918 года на съезде Советов Александровского завода и Луньевских копей были избраны: в состав  Александровского Совета – председателем А.Е.Оньков, казначеем П.В.Богомолов…; в Луньевский Совет: председателем М.А.Именных, секретарем А.Н.Шадрин» (Ф.96.Оп.1.Д.65.Л.17.)

С 1922 года срок полномочий Советов был продлен до 1 года. Естественно, что состав Советов стал более стабильным.

В период районирования в Пермской губернии (с декабря 1923-январь 1924)  волости ликвидировались. Поссоветы и сельсоветы укрупнялись.

Александровский Совет занимался снабжением населения продовольствием, выделением земельных участков, имел права по ведению актов гражданского состояния, по выдаче разных справок, имел печать. Поссовет вел учет земельный, хозяйственный, коммунальный и т.д. В обязанности Совета входил ремонт общественных зданий и дорог, и др. хозяйственные дела.

Деньги на хозяйственную деятельность Совет получал в виде авансов от Кизеловского РИКа, отчитывался перед ним в правильности расходов.

Конституция  СССР 1936 года упразднила съезды Советов и преобразовала местные Советы в Советы депутатов трудящихся. Советы стали постоянно действующими органами власти и управления.

С 1937 года исполнительные комитеты, являвшиеся высшими органами власти были лишены этих полномочий – стали исполнительно-распорядительным органом.

Александровский поселковый Совет депутатов трудящихся действовал  с [февраля] 1918 года  до 25 августа1951 года.

Александровский районный Совет депутатов трудящихся и районный исполнительный комитет

С июля 1942 года, после  образования Александровского района, власть в районе представляли вновь образованная административная единица - Александровский районный Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет (РИК). Председателем райсовета был назначен Александр Васильевич Попов.

В состав райисполкома входили председатель, секретарь, его заместители, члены исполкома. В исполкоме были созданы отделы и управления по отраслям.

Исполком осуществлял повседневное руководство всеми хозяйственными и культурными вопросами на территории района.

Райсовет направлял, организовывал, контролировал работу административно ему подчиненных поселковых и сельских Советов: Александровского, Всеволодо-Вильвенского, Луньевского поселковых Советов; Мало-Вильвенского, Подслудского, Растесского, Усть-Игумского сельских Советов.

Деятельность РИКа положительно отразилась на жизни района. Раньше, расположенные на территории поселка ведомства и учреждения, не поддавались контролю со стороны поссовета, в их работе не было взаимосвязи. Теперь на территории района действовали вновь образованные административные учреждения: райком ВКП (б), райотдел НКВД, райотдел НКГБ, народный суд, районная прокуратура, райсберкасса, райфинотдел, районный земельный отдел, райсобес.

Исчезла прежняя оторванность учреждений друг от друга в пределах района. Исполнительный комитет сосредоточил в своих руках руководство всеми сторонами жизни: промышленностью, сельским хозяйством, контролировал все виды имущества. Организовывал на своей территории выборы Совета, проводил в жизнь решения Совета, обеспечивал благополучную среду проживания, социальную защиту, охрану здоровья, доступ к образованию и культуре.

В период между сессиями все текущие вопросы решал исполком, а также контролировал деятельность учреждений, предприятий, организаций на территории района.

За период деятельности Александровского райисполкома с 1942 по 1951 год на должность председателя райисполкома избирались 3 советских работника:

Александр Васильевич Попов -07.1942-01.1945 г.г;

Ефим Сидорович Гризан - 01.1945-04.1950 г.г;

Павел Степанович Чухичев - 04.1950-08.1951 г.г

Александровский городской Совет народных депутатов

В 1951 году Александровск становится городом областного подчинения. Ликвидируются Александровский райсовет и поссовет. Образована новая административная единица – Александровский городской Совет депутатов трудящихся (представительный орган власти) и его исполнительный комитет (орган управления).

Первым председателем городского Совета назначен Чухичев Павел Степанович.

В состав горисполкома входили председатель, его секретарь, члены исполкома.

В исполкоме были созданы отделы и управления по отраслям (аппарат горисполкома).

Председатель горисполкома осуществлял общее руководство работой. Полномочия горисполкома определялись потребностями населения.

Горисполком на своей территории организовывал выборы Совета, проводил в жизнь решения Совета, обеспечивал благополучную среду проживания для населения, социальную защиту, охрану здоровья, доступ к образованию и культуре и т.п.

С 1977 года Советы депутатов трудящихся стали именоваться – Советами народных депутатов. Срок полномочий местных Советов увеличился до 2,5 лет.

Конституция 1977 года усилила роль исполкомов. Исполкомы вправе были решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением решаемых только сессией Совета.

Период деятельности Александровского городского Совета народных депутатов: с 25 августа 1951 по 26 октября 1993 год.

Реформирование органов власти в 90-е годы

С 1917 года по 1993 год органами власти в нашей стране являлись Советы и их исполнительные комитеты.

В Александровске действовал Александровский городской Совет народных депутатов Пермской областииисполнительный комитет Александровского городского Совета народных депутатов Пермской области.

В начале 90-х годов произошло реформирование органов власти и управления во всех регионах Российской Федерации.

На местном уровне 28 апреля 1990 года – решением городского Совета образован президиум Александровского городского Совета народных депутатов (состав 15 чел., председатель И.М.Липатников.) в целях повышения эффективности деятельности горсовета, улучшения качества принимаемых решений.

6 июня 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О местном самоуправлении в РСФСР».

В соответствии с Законом в Александровске систему местного самоуправления представляли:

представительный орган власти – Александровский городской Совет народных депутатов Пермской области.

орган управления – исполнительный комитет Александровского городского Совета народных депутатов Пермской области.

малый Совет Александровского городского Совета народных депутатов (состав 8 человек, председатель И.М.Липатников, образован 12 декабря 1991 года после упразднения президиума горсовета).

Малый Совет был наделен правом в период между сессиями осуществлять все полномочия городского Совета народных депутатов в соответствии с Законом «О местном самоуправлении».

Исполнительный комитет обеспечивал жизнедеятельность города и его населения. Малый Совет контролировал действия исполкома.

16 января 1992 года - полномочия исполнительного комитета Александровского городского Совета народных депутатов Пермской области были прекращены (основание - постановление главы администрации города от 16.01.1992 г. № 2).

С 16 января 1992 года начала свою деятельность администрация г.Александровска, с момента вступления в должность главы администрации Альфреда Ивановича Журавлева, назначенного постановлением администрации области от 16.01.1992 № 6-8.

Администрация города располагалась в городе Александровске. Являясь правопреемником исполкома, администрация города осуществляла исполнительно-распорядительные функции в границах города на основании и во исполнение Законов Российской Федерации, актов Президента и Правительства РФ, решений краевого и городского представительных органов власти.

26 октября 1993 года – Советы народных депутатов были распущены (по Указу Президента Российской Федерации от 26.10.1993 г № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»).

Советская власть в России перестала существовать.

На местном уровне 01 ноября 1993 года функции городского Совета переданы администрации города до избрания и начала работы новых органов местного самоуправления (пост. главы администрации города от 01.11.1993 г. № 297).

В Александровске для осуществления местного самоуправления была избрана Александровская городская дума (состав 15 чел.).

Выборы состоялись 20 марта 1994 года. Положение о городской Думе утверждено 24 апреля 1994 г. До марта 2005 года Александровская городская дума не являлась юридическим лицом.

Вместе с городской думой местное самоуправление осуществляли:

  • выборный глава местного самоуправления;
  • исполнительный орган – администрация города, возглавляемая главой местного самоуправления;
  • комитеты, управления, отделы и другие самостоятельные структурные подразделения администрации;
  • территориальные подразделения органов управления администрации на внутренних территориях.

В первые годы деятельности Думы среди разнообразия рассмотренных дел были и такие: утверждение программы приватизации муниципального имущества, предоставление пенсионерам города бесплатного проезда на общественном транспорте, предоставление льгот, утверждение программ социальной политики в городе.

Главный документ города – Устав о местном самоуправлении в г.Александровске был принят решением городской думы 25 июня 1996 года. В соответствии с Уставом был определен срок полномочий депутатов городской думы – 4 года.

В Уставе определены полномочия думы и функции администрации города.

14 декабря 1996 года впервые проведены выборы главы администрации города на альтернативной основе. Главой администрации города избран - Сергей Витальевич Сертаков. Одновременно проводились выборы губернатора области – избран Г.В.Игумнов.

За период, прошедший после принятия Конституции России 1993 года, местное управление, которое в условиях бывшего Советского государства традиционно воспринималось в качестве государственного управления, кардинальным образом реформировано и обрело новый конституционный статус, отвечающий интересам самоорганизации населения в решении вопросов местного значения.В систему местного управления вошли выборные органы местного самоуправления и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В состав Думы с правом решающего голоса входил также выборный глава местного самоуправления – он же глава администрации города. Глава местного самоуправления организует работу Думы и председательствует на ее заседаниях. Налицо совмещение исполнительной и законодательной власти, но в Конституции зафиксировано строгое разграничение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Проанализировав конкретную ситуацию, отметим, что такое совмещение иногда необходимо и могло бы пойти на пользу делу.

Период действия городской думы с 20.03.1994-31.12.2005 гг.

Органы местного самоуправления в муниципальном образовании «Александровский муниципальный район»

В 2005 году произошло реформирование органов местного самоуправления в Пермской области в целях организации местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Муниципальное образование «Город Александровск» наделено статусом муниципального района Законом Пермской области от 01.12.2004 № 1888-412 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города

С 01.01.2006 года г.Александровск становится центром Александровского муниципального района Пермского края.

Органами местного самоуправления города Александровска на рассматриваемый период являются:

  • представительный орган – Земское собрание;
  • выборный глава местного самоуправления;
  • исполнительный орган – администрация района, возглавляемая главой местного самоуправления;
  • комитеты, управления, отделы и другие самостоятельные структурные подразделения администрации;
  • территориальные подразделения органов управления администрации на внутренних территориях.

Земское собрание

Создание представительного органа местного самоуправления является обязательным для всех муниципальных образований, за исключением тех из них, где в силу малочисленности населения и компактности его проживания функции представительного органа могут исполнять общие собрания (сходы) или конференции граждан.

В системе местного самоуправления муниципального образования «Александровский муниципальный район» ведущее место занимает представительный орган местного самоуправления - Земское собрание. Земское собрание Александровского муниципального района функционирует с января 2006 года. Основанием для изменения наименования явилось решение Александровской городской думы от 13.12.2005 года № 128 «Об установлении с 01.01.2006 года наименования представительного органа» на основании Закона Пермской области от 31.03.2005 года № 2135-468 «Об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций Пермской области».

Земское собрание - выборный орган местного самоуправления, действующий на территории района, обладающий правом представлять интересы населения и от его имени принимать решения.

Земское собрание состоит из 15 депутатов, которые избираются непосредственно населением муниципального района.

Председателем земского собрания первого созыва был избран Борис Трофимович Старцев, директор Яйвинской ГРЭС

Срок полномочий представительного органа - 4 года.

Председателем земского собрания второго созыва была избрана Галина Николаевна Кузьмина.

За всю историю деятельности представительных органов власти среди председателей (поселкового, районного, городского Советов, Думы) не было ни одной женщины. Галина Николаевна – первая женщина, возглавившая высший представительный орган власти на территории района в 2009 году.

Администрация района

Администрация Александровского муниципального района начала свою деятельность с 01.01.2006г. в соответствии с Уставом района (принят 16.08.2005 Александровской городской Думой, решение № 84).

Месторасположение администрации района: административный центр г.Александровск. Аминистрация района осуществляет исполнительно-распорядительные функции в границах района. В соответствии с Уставом района администрация наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района Федеральными законами и законодательством Пермского края.

Администрация района действует под непосредственным руководством главы муниципального образования.

15 марта 2009 года проведены выборы главы Александровского муниципального района – избран Александр Борисович Шицын.

В современных условиях местное самоуправление является одной из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации:

  • они не входят в систему государственных органов власти;
  • избираются непосредственно населением, проживающим на территории района;
  • наделяются в соответствии с уставом района собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
  • органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. (В этом случае их деятельность подконтрольна государству).

Деятельность органов местного самоуправления района носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа.

 Принятые ими в пределах своих полномочий акты обязательны на территории района для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Задачи и функции органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления района наделены в соответствии с Уставом муниципального образования «Александровский муниципальный район» собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Земское собрание, глава администрации района по вопросам своего ведения принимают правовые акты (решения, постановления и др.).

 Полномочия местного самоуправления определяются интересами и потребностями населения. Отсюда и цель деятельности местного самоуправления – создать для жителей своей территории благополучную среду проживания, в границах района обеспечить постоянно растущие потребности человека на всех этапах его жизни с минимальными потерями времени – в соответствии со сложившимися уровнями развития производства, социальной и производственной инфраструктуры, национальными традициями, культурными ценностями и т.д.

Жизнь распорядилась так, что руководители района, избранные в 2009 году, «унаследовали» хозяйство района после экономических реформ 90-х.