Причастность Строгановых к Лытвенской земле

455 лет со дня передачи Прикамья Строгановым

Кодолов Сергей Михайлович

Строки из прошлого:

"...кирюшники грузили баржи".

Возможно, понятие "кирять" пошло от этого слова.

" .. .река манила вдаль, туда, куда плыли красивые, раскрашенные, как игрушки, суда".

"... што в ней? Только одна соль и есть, дай та не в Перме, а вверх по Каме".

Списки летописей – это исторические знания, выработанные на основании взгляда на события и дела людей, на общественный и частный быт народов, населяющих край в разные времена, на их нравы и традиции по определенному месяцеслову – летоисчислению.

Летописи помогают сделать сравнения, осознать свое время, увидеть особенности происходящих событий и фактов, оценить свойства общественного и частного быта, нравы и традиции конкретного в отдельности народа.

Строгановы прятали от казны целые вотчины, заводы, фабрики и промыслы, особо на левобережье Камы. Долина Яйвы – бывшая вотчина, особый округ крупнейших купцов и солепромышленников Строгановых, далее баронов и графов заезжих. Бешеная энергия, трезвый расчет и железная хватка опытного хозяйственника привели к быстрому развитию солеваренных промыслов, быстрому росту селений. Привлекали "леса черные, речки и озера дикие, островки и наволоки пустые", где можно "соль варити, пашни пахати, зверя и рыбу ловити".

Челобитные на этот труднодоступный край и малоизвестный район были удовлетворены. Строгановы, особенно Аника, были хитрыми и тонкими политиками, умевшими ладить и с пермским владыкой, и с самим Иваном Грозным (1533-1584 г.г.) Достичь намеченной цели Анике Федоровичу Строганову не стоило больших трудов, отличавшемуся хозяйственной смекалкой и предприимчивостью. Неспособные нести тягло крепостные крестьяне вынуждены были обрабатывать пашню заимовладельца Строганова и на лытвенской земле с условием уплаты половины или иной доли урожая. Жившие в то время на лытвенском займище монахи мужского Спасо-Преображенского монастыря наймовали беглых людей, до этого арестантов. Эти же беглые их же и грабили как на водном (Лытва - Вильва - Яйва), так и на пути конном (Аникиева гора при Лытве реке – Яйвинский острожек - Палашер - Романове - Орел-городок при устье Яйвы).

Была категория людей, живших в чужих дворах – бобыли, половники, соседи, подворники, подсоседники, захребетники). Эти люди "отходили" по своему усмотрению, куда им заблагорассудится. "Темный народец был", возможно, бобыли, оборотни, разбойники в одном лице.

На Лытвенской земле в древние времена кипела самая отчаянная борьба между первыми русскими поселенцами и аборигенами (чуди, вогуличи). Приходил на земли вогульский князь Асыка, зоривший русских поселенцев – в 1455, 1467 и 1481 годах. Спустя столетие воевал пелымский князь Кизек. Он с помощью башкир, остяков и черемисов осадил в 1581 году Чердынь (Пермь великую). В это же время основывалось наступательное движение крестьянских скопищ. Возможные мотивы: в 1096 году "в Угру" побывал "Гур Тогарович Ноугородец", вогуличей били в 1483 году московские воеводы: князь Федор Курбский- Черный и Салтын Травин. Воевали с башкирами, сылвенскими и иренскими татарами Ермак и Строгановы. Последними на поле брани явились секунд-майор и кавалер Гагрин и майор Папава. Лытвенские земли, вогульские святилища, войны обошли.

Полумифическое племя Чудь жило на Яйве, от которого остались только "чудские могилицы" да "чудские копи", печи для выплавки меди. Не известно, как эта "чудь" была вытеснена другими народами, и то, куда эта "чудь" девалась...

Вогуличи не раскрывали тайн своего народа, Строгановы не вмешивались. Хотя с центральных районов Руси Строгановы скупали каторжан, переманивали, привечали беглых, но сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит. Опять же местная рать. Ее кормить надо было, снаряжать, содержать укрепгородки, Яйвинский острожек. Наслышаны об особой Строгановской вотчине на Яйвинских-Вильвенских-Лытвенских землях с потаенными цепными водными воротами в Орле-городке, еще не размытом половодьями. Орлов волок отдален от реки Чусовой и Бабиновской дороги, в захолустье – заоколье Строгановской вотчины, в дремучей тайге, а значит в самом соболином – медвежьем углу, на границе двух цивилизаций – Южной и Северной.

Только в 1558 год предал огласке Лытвенские земли, значит Аника Строганов и его предки еще раньше осваивали их.

Инородцы дальше Яйвинского острожка не воевали, тоже по какой-то причине не связывались с Лытвенскими землями.

Марией, женой второго единовластца Григория Строганова, пугали местный народ: "В Марьин лес уйдешь - обратно не вернешься" (место закладки Спасо-Преображенской церкви на Лытве-реке). Распри Строгановских людей с вогуличами на Вильве-реке известны: побили, снасти отобрали... Значит, Вильва, Яйва были свободны от святилищ вогуличей.

Строгановы через Яйвинские водяные ворота Яйвинский Орлов-волок конным путем завозили вина заморские, медные и железные изделия - утварь хозяйственную, безделушки, ткани, самовары, сковороды, утюги. Местные гончары привозили свою продукцию - гончары, корчаги, крынки, кувшины, глиняную и керамическую посуду, игрушки, свистульки. Местные жители подготавливали крестьянские товары - продукты питания, напитки, изделия из бересты, лозы, корневищ, лыка, камня, кости, дерева и речного жемчуга. Вогуличи, лесные жители, охотники и рыбаки, готовили мясо, рыбу, меха, насады-салазки. Все то говорит, возможно, о том, что Строгановы шли на уступки с очень хитрой своей политикой и дальновидностью - устраивали традиционный менный торг на лытвенской земле (на Аникиевой горе у кладбищенской церкви).

Участившиеся пожары положили начало каменному зодчеству. Так появились торговый двор с торговой площадью и деревянными магазинами с барским кварталом на Аникиевой горе. Наблюдается интересный створ построек каменных церквей в Орле-городке (кергедане), в Романове, Яйвинском острожке и на Аникиевой горе при Лытве-реке. Судоверфи - начиная с окреста горы Насад, пильни - по Лытве-реке вверх под Аникиевой горой, кузни, железоделательные горны, колесные плотины, мельницы при плотинах, рудники, водный и конные пути вносили перемены на лытвенских землях.

В Строгановские времена были стоянки с жилищами-полуземлянками площадью до 50 кв. м, глубиной до метра и хозяйственными ямами. Наиболее многочисленными были орудия - ножи, скребки, наконечники стрел, сверла, проколки, резцы и резчики, топоры, тесла. Медный промысел заменила железообработка. Были: резная и плющильная с горном и плющильным станом, кузни меховые, пильни и мельницы колесные...

Были: мастеровые, собственные крестьяне (приписных крестьян не было), вольнонаемные крестьяне. Были: старообрядцы, отшельники в тайге, отпакченные отходные люди. Были: три займища, в т.ч. Лытвенская, по переписи 1579 года уже считалась деревней, монахи мужского Спасо-Преображенского монастыря, возможно, земли пахали на Лытвенском займище (1560-1797) - в деревне при ключике на Лытве-реке с мельничной плотиной.

Наблюдается парламентерия Строгановых с вогуличами. Заинтриговали аборигенов верфями для строительства насадов, пильни, кузни. С 1451 года - христианизация, позднее - монастырская колонизация. И все это происходило в диких местах. На баржах-насадах Строгановы с помощью монахов сплавляли урожай, грубые корма и товары менные к устью Яйвы. Были установлены кордоны пошлинные Строгановых людей. Платили дань как бы для содержания рати, укрепгородков, Яйвинского острожка.

Подневольному бежать было некуда. Вогульские тропы были перекрыты, на них чужаки не пускались. Вниз по Лытве-Вильве-Яйве земли были под контролем вогулов, за что Строгановым даже платить не надо было. Опять же ссуды, двадцатилетнее освобождение от налогов во времена огласки этих земель царскому двору сдерживали переселение.

1724-1731 -1742 годы - самые светлые для братьев и их советчицы матери Марии, жены Григория Дмитриевича, который единоначалия с 1688 по 1715 год. "...за Александром Григорьевичем Строгановым промысел соли на Яйве, а за Сергеем Григорьевичем - Булатово, Романове Николаю Григорьевичу досталось село Косьвинское".

В 1742 году потребовались паспорта печатные. Это было равносильно полному запрету вести какое-либо крупное предприятие. Разразилась "война с сенатом". В 1743 году Волга и Кама обмелели, суда с солью остановились. Не один острог и Яйвинские укрепгородки защищали со стороны Яйвы подступы к Соли Камской (1558). К тому же Орел-городок в устье Яйвы тоже обслуживался пожнями и деревнями всей Яйвы и ее притоков до вершин истоков (по Кодолову СМ.).

С 1547 года Строгановы содействовали московским властям в выполнении многочисленных царских поручений по закупкам оптом для царского двора раз- личных товаров у проезжих заморских купцов. А это значит, что задолго до этого Строгановы вели менные торги с иноземцами зауральскими, а на лытвенской земле - с вогуличами, коль были на ней их святилища. В этих святых местах вогуличей Строгановы не воевали, поддерживали их обменными торгами в пользу самих же Строгановых (по Кодолову СМ.).

Царь Иоанн IV в 1556 году велел Строгановым медные руды искать. До 1564 года был построен Орел-городок, в 1570 – Яйвинский острожек, в 1567 - Аникий объявил царю о выгодах меной торговли с иноземцами, в т.ч. и с вогуличами на Аникиевой горе (по Кодолову СМ.).

Возможно, Яков дал название "Аникиева гора" в честь отца, а возможно, по рождению самого Аники гора получила свое название. Максим, сын Якова, дал название "Ивановская гора" в честь сына Ивана (по Кодолову СМ.).

"...по обе стороны реки Лытвы займище..." (между Аникиевой горой и иновской). Оникей лог, Аникий, Аникей, Аникиева гора, речка Оника, или нынешняя Оничка - северная граница лытвенского займища (по Кодолову СМ.).

Дошедшие до нас храмы Строгановы строили "и по себе на память и на поминок ныне и впредь" - как об этом гласит летопись на стене Благовещенского собора в Сольвычегодске XVI века. При демонтаже советских надстроек церкви на старинном кирпиче были обнаружены только инициалы прописным шрифтом Строгановских времен. Даты изготовления нет. Есть дата - 1826 - на плитах чугунных, так это ни о чем не говорит. Кольца под колоннами алтаря тоже без дат и, возможно, более раннего изготовления (по Кодолову СМ.). Возможно, церковь была разграблена многократно. Всеволожские, возможно, только восстанавливали храм (по Кодолову С.М.).

"... с строением и на истоке мельничную старую плотину указали..."

"В прежней силе и крепости неотъемлемо в вечном владении без всякого применения" - указали Григорию Дмитриевичу Строганову, единоначальнику всеми Строгановским вотчинами.

"... по реке Яйве до Чешорского городища..."

"Яйвою рекою вверх до реки Валима, а от устья речки Валима прямо в гору да супротив Зырянских Рассох, а от супротив Рассох до устья старой же Яйвы, что песком занесло, и на той земле Кошкорово городище..."(за Григорием Дмитриевичем Строгановым).

"... ямчуги (солитры) до 30 пудов вываривать...". На дне Лытвы есть доказательства: и сера, и серебро, и золото, и медь, и железо, и каменья с жемчугами речными - по президентской программе углубляли Лытву осенью 2007 года (по Кодолову С.М.)

"... гради и села, веси в них же множество внутрения жития православных пребывания быша..."

Острогов и укрепгородков, укрепцерквей зимних каменных на землях Орловского волока было много. Колесных мельниц, железоделательных горнов было множество, в т.ч. и на Лытвенской земле (по Кодолову С.М.).

"На велице горе и красно велми, а под горою по реке Усолке луги великие и солоны источники богом строенное место плавающим же пристанище тихо и покойно; и на сем же прекрасном месте поставиша острог и нарекоша ему Яйвинский острожек реки ради Яйвы. Туто же в остроге создаша храм..."

В начале 1700-х на Лытвенский завод имел, возможно, виды Н.Н. Демидов. Потомки династии Строгановых - Голицины, Шаховские перехватили обустройство Лытвенских земель. Баржи-насады дощаные из елей в одну навигацию вниз по Каме отправляли. И оковка этих барж была за Лытвенским заводом, а ранее - за кузнями займища на Лытве-реке (по Кодолову СМ.). Были обжигательные печи, которые топились дровами. Была якорная кузница, литейная и кузни, где изготовлялись гвозди, сковороды, утюги, серпы, косы, горбуши, полозья к саням конным, кольца к тележным колесам и конным приспособлениям, оковка, детали к механизмам, просечные изделия, подковы.

Надо полагать, что пути, по которым вогуличи ездили в Соль Каменскую, проходили и через Лытвенские земли. Хотя более вероятно, что было наоборот: Строгановские люди ездили к вогуличам для менных торгов на нейтральные и заранее оговоренные территории (по Кодолову СМ.) Первые десятки верст известны были. Тропы заприметили и запомнили охотники, рыбаки, рудоискатели и первопроходцы. Но дальше Яйвы, к вершинам левых ее притоков Строгановы люди на вогульские тропы не очень-то спешили ступать. Опасно было из-за разбойников. Хотя истинно соболиный и медвежий угол манил всегда.

Постепенно тропы вогуличей со времен Ермака рассекречивались, были прорублены просеки-визирки, обойдены крупные подъемы-скалы-горы, топкие места, найдены удобные броды, застланы поперечным настилом топи водораздельных плато, выкорчеваны пни, сожжен лесной мусор, сделаны взвозы, разбиты "корешки пород", выложены каменные прибереговые пути, съезды в реки и ручейки, построены мосты, лежневки.

Все это основывали Строгановы.

"... и узка-то дорога, и грязна, и мосты провалились, и избы ямских станций не обихожены..."

Это уже к концу 1500 г. было. А монастыри упраздняли уже в 1764 году. Возможно, храм на Лытве-реке был покинут с появлением пароходов на Каме. Позднее, в 1773 году, Лытвенские земли с заводом уже у Александра и Сергея Строгановых купили Всеволожские. Но в 1757 году появились князья М.М. Голицин и Б.Г. Шаховской. В 1771 году в Кизеле появился И.Л. Лазарев. В 1732 году упоминается Лытвенская дача - уже после займища, значит, было селение.

Рождение кузен-завода на Лытве-реке (Лытва Рытвою-рекою называлось - по Н.Е. Шавшукову) -1598,1727,1754,1763,1774,1783 г.г. Возобновлялся завод Лытвенский – в 1763,1774,1783,1785,1786,1789,1801,1802,1808 годы. В 1763-1774 годы завод реконструировал Николай Григорьевич Строганов.

Строили завод Григорий, затем Мария, жена его, со старшим сыном Александром, дочери которого Голицина и Шаховская остались на Яйве. Далее – сын Сергея Григорьевича Александр с помощью дяди Николая Григорьевича, потом сам Николай Григорьевич.

Раньше завода были построены плотины - заводская (мельничная) и Ново-Заводская, церковь.

Возможно, не на пустом месте в 1763 году Берг-коллегия разрешила построить на Лытве-реке чугуноплавильный завод. Может быть, с неким перерывом продолжала строиться церковь - с 1754 до 1775 год, еще до Всеволожских. Был на Лытве Кричный завод, чугуноплавильный (1763 г.) и металлургический (12 сен- тября 1783 г.) Александровским был с 1808 г.

Лытвенские земли были известны до Строгановых и были более обжитыми. Иначе не было бы святилищ (по Кодолову СМ.). Но роль Строгановых в развитии нашей территории необычайно интересна и высока.

2012 год