Уральский Добровольческий танковый Корпус

Уральский добровольческий танковый корпус – это единственное в мире танковое соединение, полностью созданное на средства, добровольно собранные жителями трех областей: Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне – Пермской). Государство не потратило на вооружение и оснащение этого корпуса ни одного рубля. Все боевые машины были построены уральскими рабочими сверхурочно, после окончания основного рабочего дня.

Идея создания уральского танкового корпуса родилась в 1942 году. Она возникла в заводских коллективах уральских танкостроителей и подхвачена всем рабочим классом Урала в дни, когда наша страна находилась под впечатлением решающего и победного Сталинградского сражения. Уральцы, производившие в то время основную массу танков и самоходных орудий, законно гордились этой победой. Все понимали, что основной силой в этой войне являются крупные танковые механизированные соединения.

16 января 1943 года в газете «Уральский рабочий» появилась заметка «Танковый корпус сверх плана». В ней говорилось об обязательстве крупнейших коллективов танкостроителей Урала изготовить в первом квартале сверх плана столько танков и самоходных орудий, сколько требуется на корпус, одновременно обучив из своих же рабочих-добровольцев водителей машин. Инициативу поддержали партийные органы. На их обращение к Председателю Государственного Комитета обороны 25 февраля 1943 года поступил ответ: «Ваше предложение о формировании Особого Добровольческого Уральского Танкового корпуса одобряется и приветствуется…. И. Сталин».

На клич, брошенный танкостроителями Уралмаша, отчислявшими на постройку танков часть своей зарплаты, откликнулись все. Школьники собирали металлолом, чтобы отправить его в печи на переплавку. Уральские семьи, которым и самим не хватало средств, отдавали последние сбережения. В результате жители одной лишь Свердловской области сумели собрать 58 млн. рублей. На народные деньги были не только построены боевые машины, но и выкуплено у государства необходимое оружие, обмундирование, буквально всё. В Молотовской области формировались одна из танковых бригад, минометный полк, один батальон мотострелковой бригады и ремонтная база – всего из области требовалось 2475 человек. В январе 1943 года был объявлен набор добровольцев в Уральский корпус. К марту было подано свыше 110 тыс. заявлений – в 12 раз больше, чем было необходимо, в том числе в Пермской (тогда Молотовской) области подали более 40 тысяч заявлений.

Был устроен жесткий отбор. Парткомы, завкомы, специальные комиссии нередко отбирали по одному из 15–20 достойных кандидатов с условием, чтобы коллектив рекомендовал, кем заменить уходящего на фронт. Отобранные кандидаты рассматривались и утверждались на рабочих собраниях. Отправиться на фронт смогли лишь 9660 человек. Всего у 536 из них был опыт боевых действий, остальные взяли в руки оружие впервые.

Таким образом, 30-й танковый корпус был сформирован за удивительно короткий срок. Приказом Народного Комиссара обороны от 11 марта 1943 года ему было присвоено наименование – 30-й Уральский добровольческий танковый корпус.

Первым командиром корпуса стал Георгий Семенович Родин (1897-1976). С весны 1944 года корпусом командовал Евтихий Емельянович Белов (1901-1966). 

Самой известной деталью экипировки добровольцев стали их знаменитые «черные ножи». На Златоустовском инструментальном комбинате в подарок добровольцам изготовили около десяти тысяч ножей. В документации завода его обозначали как «нож кинжальный». Это были небольшие клинки с вороненой гардой, черной деревянной рукоятью и также черными деревянными, с металлическим наконечником и устьем лакированными ножнами. Клинки изготовлялись из той же стали, что боевые шашки. Это было не просто статусное оружие, но и практичный инструмент, пригодный и для работы, и для рукопашной. Ножи стали неформальным символом уральского корпуса, многие пронесли их через всю войну, им даже посвящали песни.

Другим нетипичным для обычного танкового корпуса элементом снаряжения стали стальные нагрудники СН-42, которые изготовлялись в Лысьве. Такой нагрудник обычно использовался в специализированных штурмовых бригадах, однако по случаю формирования Уральского корпуса их разрешили также поставить добровольцам. Панцири выдавались в мотострелковую бригаду уральцев и моторизованные батальоны танковых бригад. СН-42, конечно, не был бронежилетом современного типа, однако он успешно ловил небольшие осколки, а основная масса потерь причинялась именно осколками снарядов и мин.

Боевой путь корпуса от Орла до Праги составил свыше 5500 километров. Уральский добровольческий танковый корпус участвовал в Орловской, Брянской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. В 1944 году корпус удостоен почётного звания «Львовский». Корпус отличился при форсировании рек Нейсе и Шпре, уничтожении котбуской группировки противника и в боевых действиях за Потсдам и Берлин, а 9 мая 1945 года первым вошел в Прагу. Корпус награждён орденами Красного Знамени, Суворова II степени, Кутузова II степени. Всего на боевых знаменах частей, входивших в состав 10-го гвардейского Уральско-Львовского, Краснознамённого, орденов Суворова и Кутузова добровольческого танкового корпуса, 54 ордена.

В личный состав Молотовской танковой бригады особого танкового корпуса по состоянию на 13 апреля 1943 года были оформлены 89 человек из Кизеловского района (п. Александровск в то время входил в состав этого района).

Всего на фронтах Великой Отечественной войны уральские танкисты уничтожили и захватили 1220 танков и самоходок врага, 1100 орудий разных калибров, 2100 бронемашин и бронетранспортеров, уничтожили 94 620 солдат и офицеров противника. Всего за время войны воинам корпуса вручено 42 368 орденов и медалей, 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами орденов Славы, 38 гвардейцам корпуса присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания Великой Отечественной войны, корпус был преобразован в 10-ю гвардейскую танковую дивизию. Дивизия входит в состав Группы советских войск в Германии (ГСВГ, ЗГВ). Входит в состав 3-й общевойсковой Краснознаменной армии. После вывода войск из Германии в 1994 году дивизия была передислоцирована в Воронежскую область, а именно г. Богучар (Московский военный округ). В 2001 году дивизия принимала участие в боевых действиях на Северном Кавказе. В 2009 году дивизия была расформирована и на её базе была сформирована 262-я гвардейская база хранения вооружения и техники (танковая). В 2015 году на основе базы хранения сформирована 1-я отдельная танковая бригада, с передачей ей почётного наименования 10-й гвардейской танковой дивизии. Таков славный путь Уральского добровольческого танкового корпуса.

Память о добровольцах-уральцах бережно хранится и в наши дни. Нам удалось найти имена нескольких земляков из Александровского района, служивших в 10-м гвардейском Уральском добровольческом танковом корпусе, это:

  • Буторин Геннадий Николаевич, 1925 года рождения, пос. Луньевка. Ефрейтор, автоматчик 29-й мотострелковой бригады. Пропал без вести 29 марта 1944г. в г. Каменец-Подольский, Украина;
  • Давыдов Кесарь Тимофеевич, 1925 года рождения, пос. Александровск. Рядовой, стрелок-радист 63-й танковой бригады. Погиб в бою 23 июля 2944г. Похоронен в г. Львов, Украина;
  • Трубинов Александр Петрович, 1924 года рождения, пос. Александровск. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в октябре 1943г.;
  • Щербинин Дмитрий Степанович, 1916 года рождения, д. Макарово Мало-Вильвенского сельсовета Александровского района. Рядовой, стрелок 4-й танковой армии 63-й танковой бригады. Пропал без вести 18 марта 1944 года.

Подвиг земляков-добровольцев увековечен в истории областных и краевых центров Урала. В городе Екатеринбурге есть площадь им. Уральского Добровольческого танкового Корпуса с установленным памятником воинам-добровольцам, в ЦПКиО им. Маяковского установлен единственный памятник разведчикам-мотоциклистам. В городе Перми есть сквер Уральских добровольцев, установлен памятный мемориал, в котором в качестве основного элемента использован настоящий фронтовой танк Т-34-76, выпускавшийся до 1943 года. В Челябинске также есть памятник танкистам-добровольцам.

Указом губернатора Свердловской области от 27.07.2912года №570-УГ установлена знаменательная дата: 11 марта - День народного подвига по формированию Уральского Добровольческого танкового Корпуса.

Используемые источники информации:

  1. Письмо бойцам, сержантам и офицерам 10-го гвардейского Уральско-львовского добровольческого танкового корпуса // Боевой путь. – 1945. – 5 марта (№19 (101)). – С. 1. (Ф.34.Оп.1Д.2.Л134).
  2. Книга памяти 1941-1945г. / [ред. коллегия А.Я. Нарынский и др.]. – Александровск, 1993. – 260.
  3. Наш Уральский добровольческий / [авторы-составители А.Д. Кириллов, В.К. Хорьков ; редактор Г.М. Каета]. – Екатеринбург : Сократ, 2013. – 175 с.
  4. Урал – фронту / Ред. А. В. Митрофанова. – Москва : Экономика, 1985. – 344 с.
  5. https://www.permgaspi.ru/uploads/mtb/mtb2018.pdf
  6. https://sverdlovsk.er.ru/activity/news/v-sredu-11-marta-otmechaetsya-77-ya-godovshina-formirovaniya-uralskogo-dobrovolcheskogo-tankovogo-korpusa
  7. https://topwar.ru/110772-kak-uralcy-sozdali-tankovyy-korpus-kotoryy-bil-gitlerovcev-ot-kurska-do-pragi.html

Л.В. Казанцева