«Новогодние открытки советского периода» из частной коллекции С.В.Ешкилева.

В архивный отдел коллекцию открыток советского периода предоставил Сергей Викторович Ешкилев, заведующий отделом развития инфраструктуры и градостроительства – главный архитектор администрации Александровского муниципального района.

Вниманию посетителей сайта представляем часть коллекции – новогодние открытки.

Что мы понимаем под «открыткой»? Открытка – это бланк, на лицевой стороне которого изображение, а оборотная сторона предназначена для размещения информации отправителя. Также на обороте открытки содержится информацию о художниках, стоимости, дате изготовления, размещаемая изготовителем.

Открытка является частью культурного наследия. Открытые письма до недавнего времени сопровождали человека повсюду. Они являлись популярным средством коммуникации: к каждому празднику люди старались отправить открытку близким или друзьям.

Благодаря коллекционерам-филокартистам, мы сегодня можем полюбоваться на собрание открыток, посвященное определенной теме.

Новогодние открытки отражают традиции встречи нового года в России. На них изображены: Деды Морозы и Снегурочки, русские тройки, елки, дети, снеговики, животные, Кремль и т.п.

Это интересно

Открытые письма в советский период

21 ноября 1918 года Совнаркомом РСФСР был выпущен декрет «Об установлении бесплатной пересылки писем», который вступил в силу с 1 января 1919 года.

Но уже с июля 1921 года была введена оплата на все почтовые услуги. Такса за пересылку открытого письма составляла 100 рублей. Почтовые тарифы менялись в течение года. Так, уже с 15 апреля 1922 года пересылка открытого письма стоила 20 тысяч рублей.

Первые советские открытки были выпущены Петроградским отделом музеев и охраны памятников искусства в 1919 году. Это была серия, воспроизводящая изделия прикладного искусства из собраний Эрмитажа. Основная масса открыток репродуцировала агитационные плакаты тех лет. На месте, предназначенном для сообщения и адреса, начинают помещать революционные песни или воззвания.

В 1920 – 1921 годах в связи с голодом вновь появляются благотворительные открытки: репродукции с плакатов и картин, фотографии. На оборотной стороне печатались призывы: «Спасите умирающих детей Поволжья», «В пользу голодающих детей» и т. п. Дореволюционные клише для открыток использовал Московский комитет помощи голодающим. Выпущенные на плохой бумаге, дешевой печатью, они, тем не менее, разошлись по всей стране.

Одной из первых послереволюционных серий иллюстрированных открыток была реклама, выпущенная Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставкой в Москве в 1923 году.

Первая почтовая карточка СССР появилась в обращении 15 декабря 1923 года. Тариф на пересылку открытки в то время составлял 3 копейки золотом. По формату, цвету и плотности бумаги новые открытки соответствовали дореволюционным. На адресной стороне красной краской были напечатаны государственный герб СССР и безвалютная марка, изображающая скульптуру И.Шадра «Рабочий», на которой вместо номинала значилось: «Почтовая карточка». Между гербом и маркой, где обычно помещалось название почтового отправления, была надпись: «Исключительно для внутренней корреспонденции».

12 ноября 1925 года были выпущены в обращение почтовые карточки нового международного стандартного формата 14,8 х 10,5 см для международной корреспонденции. Отличительными признаками этих открыток является наличие 7-копеечной марки и надпись «Почтовая карточка», повторенная на трех языках – французском, одном из союзных республик СССР и эсперанто. Карточки печатались коричневой краской.

Этот выпуск отличался двумя характерными особенностями:

  • линии подсказа без рубрик занимали только правую половину адресной стороны, левая половина и оборотная сторона карточки отводились под письменное сообщение;
  • впервые появилась надпись «Почтовая карточка» на одном из языков шести республик, входивших тогда в состав Советского Союза. Вследствие этого все выпуски почтовых карточек, осуществленные Наркомпочтелем с 1925 по 1928 годы, выходили в шести изданиях, каждое из которых продавалось в почтовых учреждениях той республики, на языке которой была воспроизведена надпись.

24 февраля 1926 года появились почтовые карточки для внутренней и международной корреспонденции. Открытка для внутренней почтового обращения имела герб СССР, марку номиналом 3 копейки, надпись «Почтовая карточка» на русском и одном из пяти языков союзных республик. Ниже адресных линий располагались названия рубрик (Куда, Кому) на языке той республики, для которой предназначалась открытка. Внизу открытки имелось примечание: «Если открытка посылается за границы республики, адрес пишется на русском языке». Карточки печатались форматом 13,8 x 9,1 см карминовой краской.

Открытые письма для международной пересылки были двойными с оплаченным ответом. Напечатанная на них марка стоила 7 копеек, а надпись была на трех языках (французский, республики СССР, эсперанто), линии подсказа не имели рубрик. Вся адресная сторона и надписи были заключены в систему рамок. Текстовка и линовка печатались коричневым цветом. В отличие от местных открыток их размер соответствовал международным стандартам.

В мае того же года Наркомпочтел выпустил новую пару почтовых карточек, которые отличались от предыдущих новым художественным оформлением оборотной стороны. На открытке для внутренней корреспонденции герб, окруженный надписями и орнаментом, расположили не в левом верхнем углу, а посредине; на международной открытке появилась полоса с растительным орнаментом. Очередная пара открыток появилась 16 мая 1927 года. Эти открытки отличались традиционным оформлением адресной стороны.

Новые почтовые тарифы были введены 15 августа 1928 года, по которым пересылка местной почтовой карточки стоила 3 копейки, а иногородней – 5 копеек. Изданные в это время открытки были двух цветов: синяя текстовка и линовка для местных почтовых карточек, красная – для городских и международных.

В 1930 году были выпущены открытки нового типа. Надписи: «Почтовая карточка», «Куда» и «Кому» печаталась столбиками на шести языках союзных республик и французском.

К 1933 году была найдена наиболее совершенная простая и удобная форма почтовой карточки, которая просуществовала до 1948 года. Слева размещался герб, посредине – крупная надпись: «Почтовая карточка» на русском и французском языках, а справа – изображение марки. Под адресными строками имелись подробные указания, как именно располагать адрес. В 1939 году в обращении появился выпуск с крупной надписью: «На каждом почтовом отправлении пишите свой обратный адрес...».

В 1920-е годы выходят благотворительные открытки, выручка от которых поступает в фонды развития каких-либо обществ: Добровольное общество МОПР (Международная организация помощи рабочим), Добровольное общество друзей воздушного флота, Межрабпом (Международная рабочая помощь, отделения в Москве и Берлине).

С 1924 года Изосектор Государственного издательства (ГИЗ, с 1930 г. – ОГИЗ, с 1931 г. – Изогиз, с 1938 г. – издательство «Искусство») начал массово издавать иллюстрированные и видовые открытки. Издательством была разработана программа издания открыток: «Учитывая массовое распространение открытых писем в широких слоях населения, Государственное издательство предъявляет самые строгие требования к программе и плану издания открытых писем, которые должны, с одной стороны, отражать художественно, четко и правдиво все задачи и достижения политической, научной и общественной жизни СССР, а с другой – сделать их достижениями жизни художественной, давая ряд снимков с произведений искусства… Открытые письма нашей эпохи не должны быть только почтовой карточкой с «приятной внешностью», они должны завоевать себе значение подвижной пропагандой новых идей, нового быта, современного искусства и производства и заменить до некоторой степени пособия для школ, клубов.

Современные открытки

В ХХI веке поздравительные открытки были и остаются классикой жанра открыток. В современной жизни также широкое распространение получили бесплатные открытки (freecards) и открытки ручной работы (hand-made cards), интернет-открытка (e-cards), а также новый художественный жанр – мейл арт.

На сегодняшний день выделяют несколько крупных направлений в открыточном бизнесе – это поздравительные карточки, приглашения и бизнес-открытки.

Продукция российских открыточных компаний посвящена практически всем популярным в России праздникам.

Кроме того, существует широкий спектр открыток, посвященных различным аспектам и событиям в жизни человека, а также передающих разнообразие человеческих взаимоотношений. В оформлении подобных карточек применяются новейшие методы и технологии.

Вновь обретают популярность открытки ручной работы. Открытки ручной работы появились очень давно. Первые такие открытки представляли собой листы папируса. Египетские и китайские культуры расценивали их, как послание доброжелательности и благосостояния. Открыткой ручной работы называют ту открытку, которая была изготовлена своими руками или руками народных мастеров, с использованием декоративных элементов и натуральных материалов.

Современные производители при изготовлении открытки используют дорогой картон, который служит для ее основы. Впоследствии на него наносятся разработанные дизайнерами элементы. При производстве открыток широко используются такие натуральные материалы как кора, пробка, сухоцветы и другие декоративные детали. Тираж таких открыток невелик, по 100 экз.

Рекламные открытки появились еще до революции. Единственное отличие дореволюционных рекламных открыток от современных состоит в том, что дореволюционные продавались на почте, в магазинах и табачных киосках. Но были и бесплатные дореволюционные рекламные карточки, которые вкладывались в кондитерские изделия. Кроме того, некоторые бесплатные рекламные открытки имеют атрибуты обычной почтовой карточки (место для адреса, марки и др.) и их можно посылать по почте в открытом виде.

С появлением Интернета появилась и Интернет-открытка. При этом способе коммуникации, можно выбрать открытку из базы данных почтовых открыток, которые, как правило, имеют поздравительный текст, и отправить по электронной почте.