Мобилизация населения на лесозаготов ки в период с 1942 по 1947 гг.

(по документам личного состава ликвидированных предприятий  п.Яйва, Александровского района)

А.Ю.Попова

Архивная служба Александровского района действует с апреля 1948 года.

Архивный отдел хранит документальный комплекс, хронологические рамки которого охватывают период с начала XIX века и до наших дней. Здесь сосредоточены документы по истории  района.

Начало 90-х характеризуется коренными изменениями в составе документов, хранящихся в архивном отделе: с 1992 года начат прием документов по личному составу.

В составе фондов списки работников, приказы и распоряжения о приеме-увольнении, расчетные ведомости по заработной плате, личные дела работников и др.  Документы по личному составу исследователями не использовались. Но, так сложилось, что эти документы являются  в ряде случаев единственными документами-источниками истории предприятий района, и на них обратили внимание.

Цель статьи – показать архивные источники, документы по личному составу, и их информационные возможности.

Документы 57 ликвидированных предприятий хранятся в архиве, в том числе леспромхозов Ивакинского, Александровского, Яйвинского, Яйвинского домостроительного комбината и др.

В настоящей статье ограничимся рассмотрением документов Вижайского мехлеспункта п.Яйва по интересующей теме: мобилизации населения в трудовую армию в годы войны в Александровский район.

Выделим 9 томов бывшего предприятия лесной промышленности поселка Яйва за 1942- 1947 годы. Они создавались  в годы Великой Отечественной войны, в  период начала мобилизации населения в трудовую армию. В них включены документы: списки личного состава прибывших мобилизованных, алфавитные списки, приказы и распоряжения.

Страничка по политическим  репрессиям в Александровском районе открыта, но еще далеко не завершена. Переселение репрессированных на территорию нашего района остается актуальным вопросом. Сбор сведений о ссыльных, спецпереселенцах, мобилизованных – задача, которую предстоит решать. Информация о репрессированных группы «мобилизованные в трудовую армию» обнаружилась в документах по личному составу ликвидированных предприятий. Заметим, что ранее эти документы хранились в ведомственных архивах и были нам недоступны. 

В Александровский район первая партия мобилизованных на лесозаготовки в трудовую армию прибыла в 1942 году.

Прибывали граждане, мобилизованные горвоен коматами в Трудовую армию, из разных частей России: из Поволжья, Туркменской ССР, Казахстана,  Молотовской области [Д.9.Л.20]

.В деле № 1933, л. 64, находим «Именной список на команду мужчин-немцев, призванных Ояшинским райвоенкоматом…»   24 ноября 1942 года. В списке 29 че ловек. Все прибывшие были направлены для работы в 96 и 100 кварталы п.Яйва на лесозаготовки.

Возраст мобилизованных: от 15 до 18 лет – 14 чел., от 33-х до 55 лет – 15 чел. Среди них были бухгалтеры, экономисты, химики-технологи, кузнецы.

Там же, Л.Л.135-153, в «Списке мобилизованных корейцев...» значатся 93 челове ка, возраст мужчин от 21 года до 57 лет.

Там же, Л.JI. 45-56, «Список рабочих Вижайского мехлесопункта мобилизованных из Туркменской ССР по состоянию на 20/VIII-1943 г.»

 Всего 202 человека, в том числе 105 узбеков, 97 туркменов.

В деле № 1883, в списке мобилизованных рабочих так же, как и в предыдущем, значатся узбеки и туркмены, прибывшие в «Еловакт» 16 июля 1943 года, всего 151 человек.

Практически все направлены из колхозов, социальное положение и происхождение - из рабочих и крестьян, «неграмотные», «отношение к военной повинности» -  военно-обязанные.    

 Мобилизованных привлекали к работе в лесу на лесозаготовках, к строительству дорог.

В деле № 1934 Л.Л.60-129, в «Списке личного состава вновь прибывших немцев по Вижайскому мехлесопункту на 3-5 декабря 1942 г.» значится 912 человек.

67% мобилизованных - это молодые люди с 13 до 18 лет. В графе «социальное положение» большинства значится – учащиеся.

По спискам по учету личного состава можно проследить этнический состав и количество привлеченных мобилизованных с указанием фамилий, место, откуда прибыли.

В приказах встречается информация, освещающая ряд вопросов, касающихся дисциплины, наказания и поощрения работников.

За самовольный уход с работы привлекали к уголовной ответственности как дезертиров. Например, в приказе № 162 от 28 декабря 1942 года [Д.8.Л.182] находим:

«Мобилизованные рабочие из В-Муллинского р-на Култаевского с/с совета колхоза «Политотдел», прибывшие на л/заготовки в Вижайский мехлесопункт, нижеследующие:

  • Казанцев Леонид Федорович, 1926 г.р. (16 лет)
  • Назаров Василий Иванович, - " -
  • Мельчуков Павел Андреевич, - " -
  • Милагонов Павел Андреевич, - " -

в ночь на 23/XII- 1942 года из общежития Каменского л/уч-ка сбежали в неизвестном направлении.

ПРИКАЗЫВАЮ: Отделу кадров МЛП оформить материал по Указу от 26/ХП-1941 г. и 1-го по ст. ГКО от 1 /XII-1942 о лесозаготовках и направить прокурору В-Муллинского р-на для привлечения к уголовной ответственности как дезертиров трудового фронта.

Директор (подпись) Механошин».

Мобилизованным выдавали специальные удостоверения.

Например, в деле № 1933, лист 169 содержится «Список на получение спец. удостоверения мобилизованным рабочим по Каменскому лесопункту». В списке 20 человек, по национальности казахи.

В деле № 1938, лист 171 «Список мобилизованных на получение спец. удостоверений Вижайского лесоучастка - 21 человек». В графе «национальность» указаны украинцы, узбеки, корейцы, евреи, русские. Место расселения - ст. Яйва, п. База.

В деле № 10, лист 13 имеется приказ № 259 по Вижайскому МЛП от 5/IX-1944 г. следующего содержания:

«…Ранее мобилизованной рабочей из Частинского р-на БАЙДИНОЙ Анне Андреевне и перешедшей на работу в постоянный кадр за систематическое перевыполнение дневных норм в порядке поощрения и для перевозки домашних вещей ПРИКАЗЫВАЮ: предоставить пятнадцатидневный отпуск сроком с 5/IX по 20/ IX-1944 года.

Отделу кадров возбудить ходатайство перед Александровским ГОНКВД о получении пропуска гр. Байдиной на право проезда от ст. Яйва до пристани Частые и обратно.

Основание: личное заявление Байдиной и приказ по Долгинскому л/уч-ку от 2/IX-44 г. Директор (подпись)».

Мобилизованных рабочих обучали профессиям в лесу, на рабочем месте. Приказ № 247 от 12 августа 1944 года гласит: «Во исполнение приказа по тресту «Кизелшахтстрой» от 17/VI-44 г. за № 223 для обеспечения плана лесозаготовок квалифици рованной рабсилой и в связи с наличием еще не обученных новых рабочих ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Под личную ответственность начальников Яйвинского л/уч-ка т. Захарова и Вижайского л/уч-ка т. Пономарева организовать с 15/VIII-44 г. индивидуально- групповое обучение новых рабочих к профессии лесорубов по 20 человек на том и другом лесоучастке и по одному к профессии пилоправа.

2. На рабочих, которые подлежат обучению, списки представить к 14/VIII-44 г. в МЛП в количестве, указанном в п. 1 настоящего приказа с указанием фамилий инструкторов, закрепленных за группами обучаемых.

3. Обучение проводить непосредственно на рабочем месте и в порядке инст руктажа беседами.

4. Инструктору, ведущему обучение, выплачивать за каждого ученика в сум ме 75 рублей и за каждого обученного, сдавшего гостехэкзамен по 50 рублей премиальных.

5. Срок обучения к профессии лесорубов устанавливается с 15/VIII по 1/Х-44 г.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа и руководство обучаемых в целом по МЛП возлагаю на методиста потех. обучению т. Гиттис.

И.о. дир-ра МЛП (подпись)».

С 1942 года начались массовые побеги переселенцев-трудармейцев.

В деле № 1933 Л. Л. 18-19 имеется список Долгинского лесоучастка на 124 человека – «Список на умерших мобилизованных немцев Вижайского мехлесопункта по состоянию на (дата не указана)».

Этот пофамильный страшный список констатирует  даты побега и смерти – с конца 1942 года по апрель 1944 года. Причина смерти: в основном кохексия, сыпной тиф, дизентерия, туберкулез легких. Возраст умерших - примерно 40% от 30 до 50 лет, среди остальных большинство – от 15 до 18 лет.

Большее число мобилизованных прибыло из Поволжья.

По состоянию на 5 августа 1945 года их осталось 259 человек [Д.1937. ЛЛ. 33-53.]

В приказах, списках мобилизованных за 1942-1947 г.г. обязательно указывалась националь ность. Например: «…приказ № 244 от 08 августа 1944 года по Вижайскому МЛП:

 1. Мобилизованного немца РЫНОС-ПРИБЫЛОВА Леонида Ивановича ко мандировать в Новосибирскую область по отгрузке теплых вещей для мобили зованных рабочих. Срок командировки с 8/VIII-44 г. по 8 /IХ-44 г.

 Директор (под пись)».

Мобилизованные горвоенкоматами граждане Поволжья в дальнейшем именуются спецпереселенцами и контролируются спецкомендатурой г. Кизела.  В 1953 году появляются сведения о выезде их домой. Приказ по Вижайскому леспромхозу треста «Чусовлес» № 38 от 5 марта 1953 года [Д.27.Л.135]:

«…Рабочему с/переселенцу ШРАЙБЕР Ивану Ивановичу предоставить окончательный расчет для соединения с семьей.

Основание: Указание с/комендатуры. И.О.

Директор  Пименов (подпись)».  

Представленные документы-источники по личному составу военного периода – это, в основном, рукописи. Источники написаны чернилами фиолетового и черного цвета с 2-х сторон листа. Важно, что в пофамильных  списках приведены полностью сведения о мобилизованных: фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование поселения, откуда они прибыли, и куда были направлены для работы.

Сострадание и боль за все тяжести, которые перенесли мобилизованные, передаются документами.    

Другую категорию источников составляют воспоминания участников событий, бывших мобилизованных и местных жителей, печатные издания.

Таким образом, архивные источники со всей информацией, заложенной в них, в совокупности с дополнительными источниками, позволят осветить рассматриваемую тему, воссоздать общую картину по  территории района.  

Источники:  

  1. приказы и списки Вижайского мехлесопункта и Верх-Яйвинского леспромхоза (фонд №1, опись №2, дела №№ 8, 9,10, 27, 1933, 1934, 1937, 1938, 1883);
  2. Н.Ф.Антусенко. Архив документов по личному составу ликвидированных предприятий лесной промышленности. Справка о составе и содержании фондов,2007.