Не ожидая отдыха, наперекор усталости
На второй день после начала Великой Отечественной войны была объявлена мобилизация десяти возрастов. Коллектив Вильвенского карьера проводил 22 человека. В основном это был руководящий состав.
После выступления И.В. Сталина 3 июля труженики карьера перешли на 10-часовой рабочий день, соответственно увеличив норму выработки с 16 до 20 тонн горной массы. Приступили и к сбору средств в фонд обороны страны. Принимали деньги, ценности и облигации Государственных займов. Первыми их сдавали члены партии. Сдал и я. На рабочих собраниях обсуждался вопрос о сборе теплых вещей для Красной Армии. Сдавали теплое нижнее белье, ватные брюки и фуфайки, домашней вязки свитера, валенки, носки, перчатки, полушубки и овчины. У всех находилось что-нибудь.
В-Вильвенский совхоз отпустил карьеру 70 килограммов шерсти для изготовления носков и перчаток. Парторг А.Ф. Свинина привлекла к прядению и вязанию двенадцать старушек. Под руководством М.К. Леонтьевой старушки за 15 дней растеребили шерсть, спряли и связали 90 пар носков и 50 пар перчаток. Носки и перчатки немедленно отправили на фронт.
Под руководством А.Ф. Свининой женщины Карьера активно участвовали в проведении ремонтных работ при переводе здания больницы Карьера под госпиталь. После работы они шли в бывшую больницу, белили стены, потолки, мыли окна, двери и утепляли помещение. После ремонта зданий помогали медперсоналу принимать раненых, а потом и ухаживали за ними.
Нельзя не отметить патриотизм женщин Карьера и особенно Марии Герасимовны Торсуковой. Она проводила на фронт мужа, сына и дочь, а сама стала работать санитаркой в госпитале.
Никаких отказов по причине усталости, неотложности домашних работ от людей не было слышно. Все делалось с энтузиазмом. Каждый хотел хоть чем-то помочь фронту, внести свой вклад в отпор ненавистному врагу.
Вскоре после начала войны карьеру прекратили поставку капсюлей детонаторов. Создалась угроза остановки карьера. Чтобы не остановить работы, директор карьера Я.Г. Павленко на свой страх и риск организовал производство пороха. К сожалению, не обошлось без несчастных случаев. Преждевременными вспышками пороха были обожжены Т.И. Потапов, И.М. Бессонов, П.Ф. Варушкина.
В сентябре 1941 г. была введена карточная система на продукты питания. Скоро стал ощущаться недостаток в питании. Подсобное хозяйство орса не удовлетворяло минимальных потребностей Карьера. Личные подсобные хозяйства имели 72 семьи, а многие ничего не имели. Во всем поселке было около 40 коров. Зима 1941-1942 гг. была очень трудной. Весной 1942 г. руководством карьера были приняты меры по обеспечению всех рабочих земельными участками на вырубах.
После работы люди шли на свои участки. Корчевали вагами пни, убирали валежник, вскапывали лопатами землю и садили картофель. Орсу было дано задание выделять неимущим семенной картофель. Наряду с увеличением посадок картофеля, рабочие стали заводить скот. Руководство карьера по договоренности с лесничеством обеспечивало их покосами на полях и вырубах. В 1945 году у нас уже было три стада коров (около 200 голов). Эти мероприятия смягчили недостаток в продуктах, но не у всех. Оставались одиночки и рабочие «Соликамской командировки» (около 250 человек). Осенью 1942 г. директор карьера Я. Г. Павленко добился наряда на получение семенного картофеля в количестве 20 тонн из колхоза им. М. И. Калинина. Перевезти его было не на чем. Лошади от бескормицы не ходили. Горю помог железнодорожный мастер Степан Андреевич Митриков. Он первым запряг в сани свою корову и поехал за картофелем. Глядя на него, поехали и другие. Через две недели по последнему снегу картофель был доставлен в поселок.
Весной 1943 года Павленко организовал раскорчевку девяти гектаров леса при помощи взрывных работ. На эту площадь тоже посадили картофель. Осенью с этого поля собрали 180 тонн клубней. Осенью 1943г. раскорчевали еще 12 га на северном поле. Корчевали опять же при помощи взрывчатки. Уборку пней корней и их сжигание вела специальная бригада. Летом 1943 года Карьер получил три старых трактора «Катер-пиллер». Из этих трех один собрали. Зимой использовали его на подвозке дров, весной 1944г. на нем тракторист Иван Баранов вспахал оба участка. Вспаханные поля в количестве 21 га засадили картофелем. Осенью накопали 240 тонн. Весной 1945г. на двух гектарах посадили капусту. Кочаны резали молотильным барабаном, не обрывая зеленых листьев. Солили в деревянных чанах, изготовленных в промартели. Зимой капусту ели и хвалили.
К середине 1943 года рабочие «Соликамской командировки» от недостатка питания обессилели, нормы не выполняли. Нужно было поддержать их питанием. Директор карьера распорядился: «Выделить 10 тонн картофеля и 500 талонов на жиры, установить другие нормы выработки из расчета, чтобы рабочие могли их выполнить».
Через месяц одна их четырех бригад выполнила план. Ей вручили Почетную грамоту. Бригаду и ее гостей пригласили на ужин. В следующем месяце уже две бригады выполнили план, на третий месяц план выполнили все четыре бригады. Чтобы люди еще окрепли, организовали двухнедельный отдых для каждой бригады. После этого были пересмотрены нормы выработки в сторону увеличения. Поддерживали питанием и кадровых семейных рабочих.
Все работы по посадке, прополке, окучиванию и копке картофеля велись рабочими, освобожденными от работы на основном производстве, либо после работы, либо в выходной день. Никто не роптал на тяжесть. Мероприятия по увеличению продуктов питания рассматривались как возможность увеличения добычи камня в условиях военного времени.
В течение всех военных лет добыча камня удовлетворяла содовый завод. Ход выполнения плана за сутки ежедневно доводился до сведения трудящихся. Вывешивались списки невыполнивших план. На общих собраниях подводили итоги за прошедший месяц и выдавали задания на текущий и назвали их фронтовыми заданиями. Итоги вывешивались на доске показателей против конторы. Кроме этого, по улице Советской вывешивались специальные щиты с указанием о выполнении заданий бригадой. Например: «Бригада мастера Ф.С. Собанина выполнила план декабря 1941г. на 120 процентов».
Таких бригад было 13.
На горном участке работали мастерами И.Г. Верещагина, Л.В.Тютькало, А.Н.Жериков, Ф.С.Собанин, И.Р.Флато, А.А. Бургард, М.И.Кудимов, Ф.И. Черепанов; на дробильносортировочной фабрике – А.Ф.Свинина, А.И.Гаврилов, А.С. Фешков.
Хочется сказать о каменоломах, труд которых был примером для всех трудящихся. К ним относятся: А.М.Морев, В.Е. Федотов, Т.Ф. Островских, И.В.Тютькало, П.П.Терентьев, И.А.Посадский, И.И. Шульга и другие. Нельзя не отметить и работу проходчиков, которые обеспечивали успешный труд каменоломов. Это Иван Иосифович Наркевич, Федор Михайлович Родионов, товарищи Пирковский и Супрун, взрывники Клавдия Михайловна Фешкова, Т.И.Потапов, В.Ф.Костин, В.Белова, М.Шиян и другие.
Славно трудились откатчицы карьера М.Н.Вешнякова, М.А.Ворфоломеева, А. Филиппова,Е.Евдокимова, М.Борчанинова, В.Борчанинова, К.М.Фешкова, А.И.Терентьева, Т.Токунова, О.Григорьева, Т.Базанова.
Среди ремонтных рабочих следует отметить газосварщика В.А.Черепанова, слесаря В.А.Желудкова, путевого рабочего С.Е. Комисарова, слесаря Я.И.Шевкунова, кузнеца И.А. Лазарева, электрика И.К.Митрофанова.
Руководство карьера в лице директора Я.Г.Павленко, техрука В.П.Попова, механика карьера С.Н.Стафеева, секретаря парторганизации А.Ф.Свининой и других в дни войны проявило максимум инициативы и изобретательности в деле обеспечения содового завода известняком, в поддержание инициативы рабочих трудиться под девизом «Все для фронта, все для беды!».
Основание: ф.34.Оп.1.Д.109.Л.37об