04.10.2018

Строительство уральской горнозаводской железной дороги

140 лет назад, 1 октября 1878 г., открыто движение по Уральской горнозаводской до-роге на участке Пермь - Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург.

22 февраля 1874 г. Император Александр II утвердил Устав акционерного общества Уральской горнозаводской железной дороги для сооружения и эксплуатации железной дороги Пермь – Екатеринбург с ветвью к Луньевским копям и Билимбаевскому заводу.
(Свердловская железная дорога. Свердловск, 1978 г./ ГАПК.Ф.печ.изд.№ 12858.С.2-3)
Летом, 1875 г. Началось строительство уральской горнозаводской железной дороги
(Дмитриев, А. А. Летопись губернского города Перми с 1845 до 1890 года : Приложение // Очерки из истории губернского города Перми. — Пермь : Типография П. Ф. Каменского, 1889. — 363 с.)
27 февраля 1878 г. первый рабочий поезд прошёл от Перми до Екатеринбурга.
( Свердловская железная дорога. Свердловск, 1978 г./ ГАПК.Ф.печ.изд.№ 12858.С.2-3)
24 августа 1878 г. «…в 4 часа пополудни состоялось открытие первого участка Уральской горнозаводской железной дороги от Перми до станции Чусовой на протяжении 119 верст [~127 км]. Ещё в 12 часов из Перми до станции Ляды был пущен пробный поезд, украшенный зеленью и флагами, с публикою, которой были предложены бесплатные билеты вперед и обратно. Затем на Пермском вокзале началось молебствие с водосвятием в присутствии строителя дороги П. И. Губонина, правительственного инспектора дороги инженера Измайлова 1-го, членов правительственной комиссии с А. А. Ераковым во главе, управляющего Уральской горнозаводской железной дороги Николая Степановича Островского и множества лиц, служивших при сооружении новой дороги. Открытие сопровождалось обычным обедом с речами и тостами.»
(Дмитриев, А. А. Летопись губернского города Перми с 1845 до 1890 года : Приложение // Очерки из истории губернского города Перми. — Пермь : Типография П. Ф. Каменского, 1889. — 363 с.)
25 августа 1878 г. по участку железной дороги Пермь — Чусовая началось правильное [регулярное] пассажирское и товарное движение.
(Дмитриев, А. А. Летопись губернского города Перми с 1845 до 1890 года : Приложение // Очерки из истории губернского города Перми. — Пермь : Типография П. Ф. Каменского, 1889. — 363 с.)
1 октября 1878 г. последовало торжественное открытие всей линии Уральской горнозаводской железной дороги на протяжении от Перми до Екатеринбурга 468 верст [669]. Управляющий дороги — инженер Николай Степанович Островский, начальник службы пути и сооружений инженер А. А. Свентицкий, помощник его — П. С. Брадке, начальник службы движения — военный инженер Иванов, начальник подвижного состава и тяги — Парсонс, главных мастерских — Витвитский, телеграфа — Станкевич, контроля сборов — Тарасов, магазинного отдела — Баранов. Пассажирские поезда из Перми отходили в 10 часов вечера, по одному каждые сутки.
Уральская горнозаводская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, первая железная дорога на Урале, сначала автономная (островная), а с 1896 года объединённая с основной железнодорожной сетью страны.
Направлялась из Перми на Лёвшино, Чусовой, Бисер, Кушву, Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинский завод и далее до Екатеринбурга. Ветви на Соликамск («Луньевская»), Верхотурье и др.
(Дмитриев, А. А. Летопись губернского города Перми с 1845 до 1890 года : Приложение // Очерки из истории губернского города Перми. — Пермь : Типография П. Ф. Каменского, 1889. — 363 с.)
23 сентября 1879 г. введена в строй Луньевская ветка.
Построена станции Копи.
Участие Демидовых в реализации этого проекта заключалось в финансировании строительства Луньевской ветки. Здесь был сооружен один из первых в Европе железнодорожных тоннелей длиной 65 сажен. Кроме того, по инициативе и на средства Демидовых вся дорога была оснащёна телеграфной связью.
(Дмитриев, А. А. Летопись губернского города Перми с 1845 до 1890 года : Приложение // Очерки из истории губернского города Перми. — Пермь : Типография П. Ф. Каменского, 1889. — 363 с.)

Уральский край - родина железных дорог России 

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 г. тагильскими крепостными крестьянами Е. А. и М. Е. Черепановыми был изобретен и построен "пароходный делижанец" и чугунная дорога для него.

Это изобретение послужило импульсом для железнодорожного строительства страны. И только в 70-е годы XIX в., когда железные дороги уже появились в центральных и северо-западных районах России, было развернуто железнодорожное строительство на Урале.

1й вокзал Екатеринбурга_нач ХХ вПервый проект уральской железной дороги появился в 1861 г. Его автором был В. К. Рашет - управляющий нижнетагильскими заводами Демидова. Трасса должна была пройти через Средний Урал и соединить Обь и Волгу. Однако промышленники и купцы центра страны, Поволжья и Сибири настаивали на проекте линии от Нижнего Новгорода через Казань, Сарапул, Екатеринбург и Тюмень. Еще один проект дороги выдвигает осенью 1868 г. пермский предприниматель и пароходовладелец И. Любимов: от Перми к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск. В скором времени министерство путей сообщения дает разрешение на изыскания этой трассы. Летом 1869 г. по приглашению Любимова инженер путей сообщения Соболевский произвел топографические изыскания местности, а профессор Казанского университета Н. А. Головкин исследовал каменноугольные залежи Среднего Урала. После этого был составлен проект, по которому к данному направлению была добавлена горнозаводская ветка от Екатеринбурга.

В 1871-1872 гг. были проведены правительственные изыскания во главе с инженерами Соболевским и Меллером. Сооружение трассы началось с подготовительных работ: отчуждения земель, сноса строений, вырубки леса, устройства временных дорог, постройки телеграфа, казарм и т. д. Строительство велось "Обществом горнозаводской железной дороги". Его возглавил инженер путей сообщения Голубев, на отдельных участках работами руководили инженеры Риппас, Базик, Жуков, Евреинов, Островский и др. Вся линия была разделена на три части: первая - от Перми до селения Камасино, вторая - от Камасино до Кушвы и третья - от Кушвы до Екатеринбурга. Первое отделение дороги проходило по местности с множеством ручьев, рек, оврагов, поэтому здесь были сооружены деревянные мосты и уложены трубы. Самым сложным оказался участок от Камасино до Кушвы, строителям пришлось вырубать леса, делать выемки в горной породе, строить насыпи. Работами руководил инженер В. А. Риппас. Впоследствии в Петербургском институте путей сообщения была учреждена ежегодная премия его имени.

ТоннельЗакончив главную трассу, строители приступили к Луньевской ветке. Крутые косогоры и каменистый грунт значительно усложняли работу. На Луньевской ветке был сооружен один из первых в Европе тоннель длиной 65 сажен. В 1878 г. закончили и открыли для движения поездов главную линию дороги, а в сентябре 1879 г. строительство было полностью завершено. Дорога получила название Уральской Горнозаводской и стала первой магистралью, построенной русскими инженерами и строителями на местности с горным рельефом.

Первым управляющим дорогой был назначен один из ее строителей - талантливый инженер Н. С. Островский. Дорога обслуживала частные и казенные заводы Сибири и Урала. После вступления ее в строй число промышленных предприятий начало увеличиваться. Например, в 1883 г. купцом Любимовым совместно с фирмой бельгийского инженера Сольве в верховьях Камы был построен химический завод, положивший начало отечественной содовой промышленности. Через два года вблизи Перми строится стекольный завод Егорьева. Благодаря железнодорожному пути расширились рынки сбыта промышленного сырья, которое получило распространение на всей территории Урала и Западной Сибири.

Железная дорога Урала: точки роста XIX-XX вв.

Старый вокзал ТюменьЖелезная дорога Урала продолжала расти, в конце 1885 г. была построена ветка Екатеринбург-Тюмень. В январе 1888 г. эта ветка была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы.

В 1896 г. закончено строительство ветки от Екатеринбурга до Челябинска, соединившей Уральскую дорогу с Транссибирской магистралью. В конце XIX в. Уральская железная дорога, переименованная в Пермь-Тюменскую, была проложена от Перми через Вятку до Котласа. В начале 1900 г. дорога стала именоваться Пермской. Ее протяженность превысила 2100 верст.

Необходимость соединить крупную уральскую трассу с центром страны была очевидной, и в 1906 г. на государственные средства строится ширококолейная линия от Вятки через Буй, Галич, Вологду, Череповец и Тихвин до станции Обухово. Горнозаводский участок дороги из-за своей низкой пропускной способности стал препятствием на пути грузовых потоков. Перестроить его из-за тяжелого профиля не представлялось возможным, поэтому решено было прокладывать через Урал новую линию. В 1902-1904 гг. были проведены изыскания, определен маршрут и составлен проект линии. АрхиповкаВ 1909 г. трасса Пермь-Кунгур-Екатеринбург была введена в эксплуатацию. Новая линия была на 117 верст короче прежней, кроме того, она была снабжена дополнительными разъездами.

В 1913 г. построена трасса Тюмень-Омск, позволившая выйти на Северную магистраль, минуя перегруженную Самаро-Златоустинскую линию. В этом же году акционерным обществом Западно-Уральской железной дороги начато строительство линии от Лысьвы до Бердяуша. Поскольку край был богат горными отрогами и косогорами, работа строителей значительно усложнилась. Был построен тоннель через Макушинский мыс, сооружены мосты, каменные трубы и многочисленные насыпи. Несмотря на все трудности, 16 октября 1916 г. дорога была открыта. Одновременно с ней была проложена и введена в строй Северо-Восточная дорога от Шарташа до Тавды, которая обслуживала металлургические заводы Урала.

 Дорога после 1917 года

В сентябре 1919 г. к Пермской магистрали были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная Уральская и часть Омской. Протяженность дороги на 1 июня 1920 г. составила 3891 версту.

Карта дорогиВ 1919 г. Народный комиссариат путей сообщения принял решение перевести управление из Перми в Екатеринбург. За годы гражданской войны железной дороге был причинен огромный ущерб: разрушено 226 мостов, 70 станционных зданий, выведен из строя подвижной состав. В 20-е гг. первоочередной задачей стало восстановление дороги. В 1930 г. Котласская линия Пермской железной дороги вошла в состав Северной дороги. В это же время Пермской дороге были переданы участки Челябинск-Курган, Челябинск-Полетаево-Троицк-Кустанай и достраивающиеся линии Троицк-Орск и Карталы-Магнитная.

С 30-х годов дорога не раз была реорганизована. В 1934 г. Пермская железная дорога разукрупнена на Пермскую (г. Свердловск) и Южно-Уральскую (г. Челябинск). В 1936 г. Пермская дорога переименована в железную дорогу им. Л. М. Кагановича. В 1939 г. из состава железной дороги им. Л. М. Кагановича вышла Пермская дорога (г. Пермь). В 1943 г. дорога им. Л. М. Кагановича переименована в Свердловскую. В 1953 г. Пермская и Свердловская железные дороги объединены в Свердловскую с управлением в Свердловске.

Подготовил: А.Ю.Попова,
заведующий архивным отделом

Новости

13.09.2024

Дорогие земляки!

Архивный отдел Александровского муниципального округа обращается к вам за помощью в создании архивного фонда документов о земляках-участниках СВО.

Мы стали очевидцами важных исторических событий, оценка которым будет даваться на протяжении десятков последующих лет. Но сейчас самая главная задача – сохранить для будущих поколений историческую правду и память о наших земляках-участниках СВО.

Очень важно не упустить время. Собирая информацию по созданию электронной Книги Памяти о воинах, погибших в Великой Отечественной войне, мы сталкиваемся с тем, что о павших воинах нет никакой информации, кроме фамилии, имени, иногда отчества, года и места рождения. Не можем найти информацию о родственниках, которые могли бы рассказать о своем герое, поделиться его фотографией. И для молодого поколения павшие герои становятся просто списком из фамилий и имен. Давайте вместе с вами исправим ситуацию!

Подробнее

06.05.2023

Дорогие земляки!

От всего сердца поздравляем Вас с Днём Победы!

Желаем вам чтить подвиг советских воинов,  быть благодарными за мужество и героизм советского народа, гордиться его стойкостью, всегда помнить, какой ценой досталась эта Победа.

Желаем всем мирного неба, поистине спокойных ночей.

Ко дню Победы

05.05.2023

Поскольку текущий, 2023 год, объявлен Годом педагога и наставника, мы решили объединить эти темы: народное образование и Великая Отечественная война.

Предлагаем вашему вниманию некоторые исторические факты про школы нашего района в военные годы, составленные на основании текстовых и статистических отчетов Отдела народного образования района, находящихся на хранении в архивном отделе Александровского муниципального округа Пермского края (фонд №7 «Управление образования Александровского муниципального района», опись №1, дела №№ 1-20).

Презентация « Школы Александровского района в годы войны»

20.03.2023

В течение 2022 года на муниципальное хранение было принято 3623 дела. Предлагаем ознакомиться с новинками поступлений в разрезе организаций, фондами которых был пополнен архив Александровского муниципального округа. Новые поступления

Страница 1 из 27  > >>

Архив новостей

Календарь памятных дат

5 октября
В 1939 году советско-латвийский пакт о взаимопомощи с предоставлением военных баз Советскому Союзу.
5 октября
В 1939 году советский Союз предлагает Финляндии рассмотреть возможность заключения с СССР пакта о взаимопомощи
5 октября
В 1944 году занятие румынского города Брашов советскими войсками

Все события месяца

Режим работы

Приём организаций

Понедельник-пятница:08:00 — 17:00
предпраздн. дни:08:00 — 16:00
Перерыв:12:00 — 13:00
Суббота, воскресеньевыходной

Приём граждан

понедельник09:00 — 17:00
перерыв12:00 — 13:00

Читальный зал

Вторник, пятница09:00 — 16:00
Суббота, воскресеньевыходной
Яндекс.Метрика